Как зарядить гелевый аккумулятор. Советы от компании «База Автозвука». Как заряжать гелевые аккумуляторы


Гелевый аккумулятор и его зарядка

Несколько лет назад в отечественных автомобильных магазинах начали появляться так называемые AGM, а также гелевые автомобильные аккумуляторы, отличающиеся целым рядом преимуществ перед распространенными электролитными вариантами.

К примеру, они способны независимо от степени разряда отдавать ток высокой величины, что считается необходимым для быстрого пуска авто в зимнее время. При этом гелевые аккумуляторы могут отдавать энергию, пока ее запас не снизится до 25-30% от номинального значения.

Отметим, что емкость аккумулятора после зарядки восстанавливается почти до первоначального значения, причем количество циклов разряда-заряда, которое может выдержать гелевый аккумулятор без потери емкости, достигает 600-650, а для новых моделей — 1000.

Особенности гелевых аккумуляторов

Гелевый аккумулятор принято относить к категории необслуживаемых, так как в нем вместо традиционного электролита используется особый гель, не вытекающий, даже если АКБ использовать «вверх ногами».

Несравненно выше у таких аккумуляторов срок службы. Производители отмечают, что он составляет до 14 лет. Тем не менее, этот показатель базируется на работе устройства в идеальных условиях, которые практически не встречаются в реальной жизни.

Долговечность и состояние аккумулятора зависит от ряда факторов: температуры, качества тока, которым осуществляется подзарядка, влажности воздуха. Именно поэтому действительный срок службы стоит уменьшить года на 3, хотя, признаем, срок эксплуатации в 11 лет весьма существенен (вспомните, что традиционные аккумуляторы, как правило, служат значительно меньше).

Другой особенностью, которая отличает гелевый аккумулятор, считается небольшой ток саморазряда. На 100% заряженная батарея способна храниться месяцами без подключения (спустя год подобного простоя заряд снижается лишь на 15-20%).

Подобные возможности стали реальны благодаря использованию современных технологий. Так, к примеру, в производстве используются сверхтолстые электроды из свинца повышенного качества, очищенная серная кислота и прочие дорогостоящие материалы.

Безусловно, это делает стоимость гелевых аккумуляторов выше стоимости свинцово-кислотных, но все равно в результате получается отличная экономия денег и времени, делающая покупку гелевой АКБ выгодным вложением.

На российском рынке автомобильных пусковых аккумуляторов заслуженно пользуются повышенной популярностью аккумуляторы BOSCH AGM и устройства американской компании EXIDE.

Особенности зарядки гелевых аккумуляторов

Обслуживание гелевого аккумулятора несколько отличается от такового для обычных аккумуляторов. Данному аккумулятору необходимо специальное зарядное устройство, которое разработано непосредственно для гелевых батарей.

На данный момент гелевые аккумуляторы, даже не смотря на неоспоримые достоинства, остаются еще сравнительно редкой вещью. Не все сервисные центры занимаются их обслуживанием, а некоторые даже не знают, как их правильно заряжать.

Главным правилом при зарядке выступает соблюдение величины подаваемого напряжения – оно не должно превышать пороговое.

Как правило, в инструкциях к таким батареям указано пороговое напряжение (находится в диапазоне 14,3-14,5 вольт). Превышать его нельзя, иначе батарея просто выйдет из строя.

Гелевые аккумуляторы могут долгое время храниться, будучи разряженными в ноль. Также разряженные гелевые АКБ можно хранить даже при минусовых температурах.

Тем не менее, при заряде, когда подается высокое зарядное напряжение, гелевый электролит начинает интенсивно выделять газ в таких объемах, которые не могут быть адсорбированны.

При стандартном режиме эксплуатации гелевая батарея почти не выделяет газа. Благодаря этому ее можно использовать в закрытом помещении, салоне автомобиля и дома, не опасаясь выделения токсичных веществ.

При повреждении корпуса, вас не зальет электролитом. Даже при наличии отверстия или трещины аккумулятор может продолжать функционирование.

Однако если подать напряжение заметно выше порогового, гель начнет отслаиваться от пластин под действием выделяющегося газа. После чего аккумулятор не будет отдавать ток в прежнем объеме. Виной тому будет уменьшение площади контакта пластин и электролита. Восстановление такого гелевого аккумулятора невозможно.

Не стоит также забывать, что обильное выделение газа, происходящее в компактном герметичном сосуде это взрывоопасный процесс.

Выбор зарядного устройства для гелевого аккумулятора

Рассмотрим основные параметры зарядных устройств для автомобильных гелевых аккумуляторных батарей:

  1. Тип аккумулятора. Основная масса представленных на отечественном рынке зарядных устройств разработана для совместного использования с автомобильными аккумуляторными батареями, заполненными жидко-кислотным электролитом. Эти модели нельзя использовать при зарядке гелевых аккумуляторов, так как конечное напряжение заряда у всех видов батарей разное.

    Кроме того, герметичные необслуживаемые AGM аккумуляторы рассчитаны на низкое напряжение, а их заряд высоким напряжением станет причиной необратимого выкипания электролита, вследствие чего срок службы устройства значительно сократится.

  2. Возможность изменения тока заряда. На первый взгляд это кажется вполне естественной функцией, но, тем не менее, в некоторых зарядных приспособлениях регулировка тока невозможна.

    Чтобы свинцовый аккумулятор функционировал максимальный период времени, необходима зарядка током в размере 10-15% от номинальной емкости (к примеру, 15 А для емкости 150 А*час).

    Если осуществляется зарядка меньшим током, то это не приносит вреда для аккумуляторной батареи (время заряда увеличится). Тогда как зарядка током, превышающим рекомендуемый, приведет к резкому снижению ее срока службы.

  3. Температурная компенсация. Любые аккумуляторные батареи во время зарядки нагреваются. При этом очень редко в комнате, где они находятся, выдерживается стабильная температура в 20-22 градуса.

    При зарядке температура батареи может возрасти на 10-12 градусов и конечное напряжение с учетом компенсации будет меньше на 0,03*12=0,36 вольта. Отсутствие термокомпенсации приведет к перезаряду и сокращению срока службы батареи.

    Таким образом, качественное устройство для зарядки должно иметь температурную компенсацию, а идеальном варианте и выносной температурный датчик (для точности измерения).

  4. Корректное напряжение. Зарядка гелевого аккумулятора должна осуществляться строго определенным напряжением. Зачастую встречаются устройства для зарядки аккумуляторов с некорректным напряжением заряда или некорректным напряжением в буферном режиме.

    Обычно правильное напряжение заряда для гелевых АКБ составляет 14,2 вольта, а для AGM — 14,7 вольта. Тем не менее, эти значения необходимо уточнить в инструкции.

    При этом для AGM аккумуляторов буферное напряжение равно 13,2 вольта при 24 градусах, а их продолжительная эксплуатация с напряжением в 13,6 вольт приводит к сокращению срока службы примерно в 1,5 раза из-за выкипания электролита.

    Кстати, проверить наличие кипения можно обычным медицинским стетоскопом.

    Примерно после двух суток нахождения в буферном режиме, выделение газа должно практически полностью прекратиться.

  5. Наличие нескольких стадий заряда. С целью оптимального заряда свинцовых аккумуляторов необходимо разделить процедуру заряда как минимум на три стадии.

    На первой стадии происходит зарядка постоянным током (с возрастающим напряжением), на второй — постоянным напряжением (уменьшается ток), на третьей — заряженное состояние поддерживается пониженным постоянным напряжением и минимальным током, достаточным для компенсации саморазряда.

    Если поддержание полного заряда не требуется, то будет достаточно и двухстадийного режима.

  6. Рабочий температурный диапазон. Подавляющее большинство моделей зарядных устройств имеет температурный диапазон 5-40 градусов Цельсия. Более широкий диапазон свидетельствует о том, что подразумевается полупрофессиональное использование, которое косвенно говорит о повышенном качестве.

    Помимо этого, если вы планируете производить зарядку аккумулятора в помещении с невысокой температурой (в гараже или на балконе), важно выбирать модели с расширенным температурным диапазоном.

  7. Регулируемая скорость вентилятора. Если зарядное устройство имеет вентилятор, а его эксплуатация будет проходить в домашних условиях, необходимо обратить внимание на наличие регулятора скорости вентилятора. Данный механизм позволяет минимизировать шум устройства.

    1. Таким образом, гелевые аккумуляторы потенциально более выгодны, чем традиционные. Плюсы от их использования покрывают разницу в цене. Главное — не допустить преждевременного выхода батареи из строя.

alubitel.net

Гелевые АКБ и особенности их зарядки зарядным устройством

Хоть на рынке автомобильных аккумуляторных батарей основной сегмент занимают обычные кислотные аккумуляторы, все больше появляется так называемых гелевых аккумуляторов. Достоинств у таких аккумуляторов значительно больше, чем у привычных кислотных, они менее требовательны в эксплуатации и обслуживании. Но все по порядку.

Содержание статьи

Конструкция

Итак, гелевая батарея по конструкции мало отличается от кислотной. Внутри имеются секции, с размещенными внутри пакетами свинцовых пластин. Каждый из пакетов состоит из отрицательных и положительных пластин. Все пакеты между собой соединены и наружу из корпуса выходит два вывода – «плюсовой» и «минусовой», к которым и подключаются клеммы автомобильной бортовой сети.

Но гелевые аккумуляторы заполнены, в отличие от обычных кислотных АКБ, электролитом, который находится в гелеобразном состоянии, отсюда и называние батареи.

Эти батареи полностью необслуживаемые, корпус у них полностью герметичен. Поскольку электролит находится в виде геля, то батарею можно располагать любым способом, электролит будет держаться на пластинах и стекание перетекание его при наклонах или переворотах аккумулятора не произойдет.

Достоинства

Электролит, находящийся в виде гелеобразного вещества, не вытечет даже при повреждении корпуса, что позволяет еще использовать батарею в дальнейшем, но недлительное время.

К тому же процесс испарения внутри гелевой АКБ значительно ниже, чем у кислотных, что позволило всю конструкцию расположить в герметичный корпус. Пары, которые образуются внутри аккумулятора, поглощаются гелевым электролитом и снова участвуют в реакции.

Основным же достоинством гелевого АКБ является обеспечение пусковых токов высоких значений, даже когда батарея несколько посажена. Указывается, что она способна обеспечить высокий пусковой ток даже при уровне заряда всего в 30% от номинального. При этом такие глубокие разряды для гелевой батареи не так губительны, как для кислотной батареи.

У этой батареи также ток саморязряда значительно ниже. При годичном простое она потеряет не более 10% своего заряда. К тому же она способна храниться даже в разряженном состоянии, без потери работоспособности. При надобности достаточно будет только ее полностью зарядить, чтобы начать использовать дальше.

Если правильно производить подзарядку данной батареи, то она практически не теряет своей емкости. Это обеспечивает ей способность выдерживать до 700 циклов заряда-разряда, что обеспечивает значительный срок эксплуатации.

Еще одним важным достоинством гелевых АКБ является меньшая восприимчивость к низким температурам. При таких температурах пусковой ток хоть и снижается, но в меньшей степени, чем как у обычных кислотных батарей.

Недостатки

Все это делает привлекательным использование данного типа батарей на автомобилях. Но имеются у них и недостатки. Их меньше, чем положительных качеств, но они тоже существенны.

Одна из таких – стоимость батареи. Она обойдется значительно больше, чем кислотная, и хоть срок ее эксплуатации больше, но неправильная эксплуатация обслуживание могут значительно сократить время «жизни» батареи.

А сократить «жизнь» ей может напряжение. Данная батарея очень чувствительна к напряжению. Оптимальным для нее является напряжение в 14,2-14,4 В. Превышение данного значения приведет к отслаиванию гелевого электролита от пластин, переход геля в газообразное состояние. Причем количество газа будет значительным, и снова преобразовать ее в гель уже не получится. Данный эффект уже получил название «таяние» геля. А учитывая, что регуляторы напряжения на автомобилях зачастую не имеют определенного значения, а работают в диапазоне 13-16 В, то выход из строя такой батареи – лишь дело времени.

Хотя на авто использовать такую батарею вполне можно, но только перед приобретением такого АКБ следует провести диагностику бортовой сети и настройку регулятора напряжения так, чтобы он не выдавал больше 14 В.

Способы зарядки гелевых АКБ

Эта батарея, хоть и является необслуживаемой, но периодическая подзарядка АКБ все же требуется. Частота проведения подзарядки, если эта батарея используется на авто, зависит от срока ее эксплуатации. Рекомендуется подзаряжать гелевый АКБ не чаще 1-2 раза в год.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Видео: AGM и Гелевый аккумулятор. Зарядка гелевого и AGM аккумулятора

Для подзарядки должно применяться специальное зарядное устройство, рассчитанное на работу только с гелевыми аккумуляторами. Такие устройства даже никогда не превысит напряжение, которое может навредить АКБ. Некоторые виды таких устройств выполняют подзарядку по определенному алгоритму, с периодической сменой силы тока и напряжения.

Но встречаются такие зарядные устройства пока еще не часто, да и далеко не все СТО берутся за зарядку гелевых батарея из-за отсутствия в своем распоряжении таких устройств.

Но в домашних условиях можно подзарядить гелевый аккумулятор и при помощи обычного зарядного устройства. Но применять автоматические устройства не рекомендуется, поскольку они сами регулируют напряжение и силу тока, при этом в процессе зарядки они могут превысить напряжение выше значения, которое является для такой АКБ критическим.

А вот если зарядное устройство позволяет в ручном режиме установить напряжение и силу тока, то подзарядить гелевую батарею вполне возможно.

Как зарядить гелевый аккумулятор зарядным устройством

Перед началом зарядки обязательно нужно выставить напряжение чуть ниже значения, которое является критическим для батареи. Данное значение обычно указывается производителем и составляет оно примерно 14 В +/- 0,4 В.

Видео: Зарядка гелевого аккумулятора — как зарядить!

Также нужно правильно установить силу тока. Оптимальным считается значение в 10% от номинальной емкости гелевой АКБ. К примеру, АКБ обладает емкостью в 60 Ач, значит, сила тока заряда должна быть не выше 6 А.

Важно также знать время зарядки.

Чтобы высчитать время зарядки гелевого аккумулятора, следует поделить значение емкости на силу тока. К примеру, емкость – 60 Ач, а сила тока выставлена уровне 5 А, в таком случае время заряда будет составлять 12 ч.

Но если имеется время, то можно произвести подзарядку с силой тока в 5% от емкости. Для указанной батареи при параметр будет составлять 3 А, а время подзарядки возрастет до 24 ч. Но при таком режиме процесс пройдет более лучше и АКБ полностью воспримет заряд.

Обязательно следует соблюдать последовательность подключения. Сначала подсоединяются зажимы зарядного устройства к клеммам аккумулятора (важно не перепутать полярность), а после уже включать устройство в сеть. Периодически во время процесса следует контролировать параметры напряжения и силы тока.

Категорически запрещается преждевременно прекращать зарядку. Дело в том, что такие гелевые аккумуляторы обладают так называемым «эффектом памяти». Если в процессе прервать подзарядку преждевременно, к примеру, батарея смогла восстановить заряд только на 80%, то в следующий раз она не сможет взять заряд больше, чем на эти 80%. То есть, от недозаряда АКБ потеряет часть своей емкости и восстановить ее уже не получится.

avtomotoprof.ru

Как заряжать гелевый аккумулятор?

Химические источники тока постоянно используются человеком в повседневной жизни. Достаточно вспомнить обычные батарейки, имеющиеся в любых портативных устройствах. Не говоря уже об автомобилях с обязательным присутствием на их борту АКБ. И такое широкое применение химических источников энергии подразумевает, что порой приходится заниматься восстановлением их работоспособности. А учитывая многообразие АКБ, особенности их конструкции и различные варианты использования, вполне резонным может оказаться вопрос, как заряжать гелевый аккумулятор или любой другой аналогичный.

Немного истории и описание принципа работы АКБ

Впервые химический источник тока был создан в 1800 году. С тех пор изобретатели и ученые разработали множество вариантов подобных устройств, в том числе и аккумуляторы. Отличительной их особенностью является обратимость, т. е. они способны как отдавать электроэнергию, так и накапливать. В этом как раз и заключается главное достоинство АКБ.

Самыми распространенными из них считаются свинцово-кислотные батареи. Такое название идет от применяемых материалов – электроды выполнены из свинца, а в качестве электролита выступает разбавленная серная кислота. Создавались АКБ и с использованием других металлов – цинка, никеля, марганца. Но благодаря способности отдавать большой ток и восстановлению в дальнейшем при зарядке своих характеристик, относительно невысокой цене и доступности свинцово-кислотные батареи стали широко применяться в автомобилестроении.

Принцип работы такого АКБ определяется термином «двойная сульфатация». Что это за процесс, позволяет понять приведенное уравнение.

Записанная здесь реакция означает, что при возникновении нагрузки и протекании тока свинец на катодных пластинах начинает превращаться в сульфат свинца, внешне представляющий собой белый налет. При этом концентрация серной кислоты уменьшается, а воды, наоборот, увеличивается, и появляются свободные электроны. В цепи нагрузки протекает электрический ток, плотность электролита снижается.

При зарядке АКБ реализуется обратный процесс – восстанавливается сульфат свинца, поглощается вода и повышается концентрация серной кислоты. Это и есть принцип двойной сульфатации.

Однако в действительности не все так просто. При зарядке АКБ сульфат свинца восстанавливается не полностью, связано это может быть со степенью разряженности батареи, режимом зарядки или техническим состоянием аккумулятора. Но в любом случае будет важен факт, что емкость батареи становится меньше. Из-за этого при частом разряде–заряде АКБ через определенное число циклов может оказаться неисправной.

к содержанию ↑

Этапы совершенствования

Со временем аккумулятор претерпел множество изменений. В первую очередь они были связаны с низкой механической прочностью свинца. Поэтому в него стали добавлять сурьму. Однако, как оказалось, она выступает своеобразным катализатором гидролиза воды, из-за чего АКБ стали «кипеть», т. е. сильно терять воду при зарядке. Это требовало частого ее долива и вело к усложнению эксплуатации батареи.

Чтобы избежать подобных неприятностей, в свинец начали добавлять кальций вместо сурьмы. Кипение сильно уменьшилось, и пошли разговоры о необслуживаемых АКБ. Однако возник новый дефект – низкая стойкость к глубоким разрядам. И только совместное использование кальция (на катоде) и сурьмы (на аноде) позволило повысить механическую прочность и избежать кипения АКБ.

Дальнейшие работы проводились уже с электролитом, добавление в его состав загустителей привело к появлению гелевых аккумуляторов. Такое название происходит от слова «гель» (именно в него превращается электролит в результате введения добавок), а не от слова «гелий». С этого момента стало возможным говорить о возникновении необслуживаемого АКБ. Правда, пока не рассмотрен основной вопрос – как можно заряжать гелевый аккумулятор, который и относится к подобным источникам.

к содержанию ↑

О способах и о самой зарядке

Теперь, после выяснения особенностей различных типов АКБ, изучим, как восстановить ее работоспособность. Для этого существуют следующие основные виды зарядки:

  • при неизменном токе;
  • при постоянном напряжении;
  • импульсным током (пульсирующим или асимметричным).

Реальный режим восстановления емкости батареи может включать в себя применение различных методов, но в любом случае он будет базироваться на отмеченных вариантах.

  1. Зарядка при постоянном токе. При таком способе используется его значение, равное 0,1 от емкости батареи. Так, для АКБ в 55 Ач величина тока при зарядке должна составлять 5,5 А. Необходимый режим должно поддерживать специальное устройство. Однако при превышении на клеммах АКБ напряжения 14,4 В в аккумуляторе начинается обильное газовыделение. С целью его уменьшения величину зарядного тока снижают в два раза (в нашем примере – до 2,75 А).

    Процедура считается законченной, когда контролируемые параметры батареи не меняются в течение 2 часов. Как правило, это происходит при достижения уровня 16,3-16,4 В на клеммах заряжаемого аккумулятора.

  2. Зарядка при постоянном напряжении. В этом случае нужное его значение получается от внешнего источника. От величины используемого напряжения зависит и уровень зарядки АКБ после окончания процедуры. Так, при подаче на АКБ 14,4 В она зарядится на 74-85 %. В ходе всего процесса через батарею протекает меняющийся ток. Первоначально он может достигать значительной величины, но затем постепенно уменьшается с ростом напряжения на клеммах АКБ. Полностью в таком режиме аккумулятор заряжается до 24 часов. Только  при подаче на клеммы 16,3-16,4 В батарея зарядится полностью.
  3. Зарядка импульсным током. В этом случае на аккумулятор подают импульсы, периодически изменяющиеся по величине. В некоторых случаях (асимметричный ток) он даже меняет и знак. Считается, что такой режим обеспечивает лучшую десульфатацию пластин.

Все отмеченные методы дают равноценную зарядку АКБ. Однако, рассматривая эти способы, нетрудно заметить противоречие с работой аккумулятора на автомобиле. Там для зарядки используется генератор, и напряжение на его выходе не превышает 14,4 В, тогда как изготовители АКБ рекомендуют для полной зарядки поднимать напряжение на батарее до 16,4 В. Таким образом, получается, что на машине аккумулятор постоянно недозаряжен, если следовать логике его производителей.

При автономной процедуре восстановления емкости АКБ может осуществляться сложный режим, реализуемый отдельным устройством под управлением контроллера. В этом случае используются различные комбинации отмеченных способов зарядки, применяются импульсы и токи специальной формы, что в итоге позволяет повысить эффективность процедуры.

к содержанию ↑

О зарядке гелевых АКБ

Прежде чем касаться непосредственной процедуры зарядки гелевых аккумуляторов, стоит обратить внимание на то, что:

  • они по своей природе являются свинцово-кислотными;
  • на их работоспособности отрицательно сказывается перезарядка (превышение заданного напряжения).

Вот эти особенности и помогут лучше понять, как правильно заряжать гелевый аккумулятор. Необходимо учитывать, что на него распространяются все требования, отмеченные выше в отношении обычных свинцово-кислотных батарей. Для автономной зарядки батареи следует применять устройства, реализующие режим контроля над проведением процедуры. Используемый ток должен составлять 1/10 от емкости батареи, а напряжение на ее клеммах – не превышать 14,4 В. Изготовителем может быть рекомендовано и другое значение, но обычно указываются именно такие параметры.

Самое главное – избежать превышения напряжения. В противном случае начинается газовыделение, а это способно вызвать отслоение геля от пластин аккумулятора, что чревато его повреждением. Подобного позволяют избежать зарядные устройства, в то же время обеспечивая полное восстановление АКБ.

Гелевые аккумуляторы отличаются длительным сроком службы, но при этом необходимо их периодически автономно заряжать, соблюдая определенные правила. Они достаточно просты, а использование специальных зарядных устройств позволит автоматически обеспечить выполнение нужных режимов.

thedifference.ru

Зарядка и обслуживание гелевых аккумуляторов для скутеров: устройство, обслуживание и отзывы

Сейчас в магазинах авто- и мототехники все чаще встречаются гелевые аккумуляторы. Особенно популярны они для скутеров. Покупая такой аккумулятор, многие сталкиваются с тем, что не знают, как обслуживать эти батареи. Часто пытаются обслуживать их обыкновенными зарядными устройствами для кислотных АКБ. А ведь делать этого категорически нельзя. Сегодня мы узнаем все о гелевых АКБ для скутеров, а также рассмотрим, как и чем осуществляется зарядка и обслуживание гелевых аккумуляторов.

Для чего нужны АКБ

Когда мотор запущен, ток в бортовой сети производится от генератора. Последний связан со шкивом коленчатого вала. Чем больше оборотов, тем быстрее заряд. Однако, если двигатель заглушить, генератор не будет вырабатывать ток. Чтобы напряжение бортовой сети не падало, в автомобилях и скутерах используются аккумуляторы. Именно благодаря им производится запуск двигателя при еще неработающем генераторе. АКБ бывают разных типов. Раньше часто использовались свинцово-кислотные устройства. Но в последнее время большую популярность обрели кальциевые и гелевые аналоги. Они немного отличаются от классических свинцовых, поэтому нужно знать, как их правильно обслуживать.

Как появились

Разрабатывать данные АКБ начали не просто так. Изначально они использовались для военной техники, а именно в авиации. Дело в том, что применять обычные кислотные батареи в этих условиях невозможно. Авиатехника постоянно меняет положение. Батарея испытывает огромные перегрузки. Все это не самым лучшим образом влияло на кислотные АКБ. И вот власти США поставили перед учеными серьезную задачу – разработать такую батарею, которая бы могла сохранить в себе все функции обычного аккумулятора и при этом нормально работать в экстремальных условиях. Гелевые АКБ подходили для этих условий как нельзя лучше. Сейчас они активно используются не только на вооружении, но и в абсолютно гражданских целях - на автомобилях, мотоциклах и скутерах.

Устройство гелевой батареи

По своему устройству данные аккумуляторы мало чем отличаются от свинцово-кислотных. В их электролите содержится специальная присадка, за счет которой и образуется гель. Существуют два типа батарей:

Они различаются в зависимости от технологии изготовления.

AGM-батареи

AGM – это самое обыкновенное стекловолокно, которое находится между положительной и отрицательной свинцовой пластиной. В нем имеется гель-электролит. Сам электролит – это традиционная кислотная жидкость. Но в этом случае она помещена в специальный стекловолоконный сепаратор, за счет которого она не растекается. Так, батарею можно эксплуатировать в любом положении. К тому же эти аккумуляторы полностью безопасны для организма. Любые пары и газы, которые образуются в результате химических процессов, надежно удерживаются в порах стекловолокна.

Эти гелевые батареи являются бюджетным решением. При этом срок их эксплуатации составляет около 5 лет. И это не предел – если зарядка и обслуживание гелевых аккумуляторов такого вида проводились правильно, то АКБ не теряет своих характеристик в течение десяти лет и более. Стандартная батарея способна выдержать до 200 циклов при глубине разряда в 100 %.

GEL-аккумуляторы

АКБ, изготовленные по этой технологии, имеют достаточно высокий циклический ресурс. В некоторых случаях при условии правильного обслуживания способны выдержать до 800 циклов зарядки/разрядки без потери емкости. Но необходимо знать, как заряжать гелевый аккумулятор для скутера. Способы предусматривают наличие специального устройства. Только так батарея сохранит свой ресурс. GEL – это не гелий, как может показаться, а именно гель. В данном случае роль сепаратора выполняет силикагель, которым заполнена свободная полость еще в процессе производства. После того как силикагель достаточно застынет, вещество перейдет в твердое состояние. В нем образуются поры, где будет находиться электролит в виде геля.

За счет силикагеля между пластин такие батареи защищены от осыпания. Это отлично сказывается на ресурсе. И даже больше - данное решение помогло существенно улучшить общие параметры гелевых аккумуляторов. И пускай номинальный ресурс батарей типа GEL практически не отличается от срока службы AGM-аккумуляторов, но число циклов здесь значительно выше. Стандартная GEL-батарея способна выдержать на 20 % циклов больше при максимальной глубине разряда.

Преимущества гелевых АКБ для скутеров

Она очень надежная. АКБ не теряет своих характеристик даже при условии максимального разряда. После зарядки аккумулятор способен восстановиться в полной степени, в то время как кислотная АКБ потеряет часть полезной емкости без возможности восстановления характеристик. За счет специфических особенностей батарея способна выдавать высокие пусковые токи. Если зарядка и обслуживание гелевых аккумуляторов выполняется по всем правилам, то эта АКБ способна выдержать значительно больше циклов, чем традиционный аккумулятор. АКБ можно эксплуатировать в любом положении, в том числе и на боку. Так как гелевая батарея является фактически необслуживаемой, то использовать ее можно сразу же после приобретения. Отсутствует какая-либо необходимость в предварительном заряде. При повреждении корпуса аккумулятора он не изменит своих характеристик. Корпус здесь не является главной емкостью для электролита. В его функции входит только защитить твердое тело. Ну и наконец, это один из наиболее безопасных типов аккумуляторов для автомобилей, скутеров и мотоциклов.

Минусы гелевых батарей

Как гласят отзывы, недостатков немного, и они обусловливаются лишь некоторыми особенностями в электрическом оборудовании скутеров. Гелевые АКБ требуют очень точных параметров тока и напряжения в процессе заряда. Не всегда такие характеристики можно получить на мототехнике. Но это отнюдь не противопоказание. Просто необходимо принимать во внимание и знать, как заряжать гелевый аккумулятор для скутера. Второй недостаток – это цена. Стоимость гелевых моделей выше, чем кислотно-свинцовых аналогов. Однако в рамках небольших устройств разница в цене не так высока.

Особенности обслуживания

Нужно помнить, что для зарядки понадобится специальное оборудование. Оно должно быть предназначено только для гелевых батарей. Конечно, сейчас эти ЗУ найти не так-то и просто. Гелевые батареи еще не сильно распространены. Не каждый сервисный центр занимается обслуживанием. Зарядка и обслуживание гелевых аккумуляторов должны проводиться пару раз в год. Самое главное, чтобы процесс был доведен до конца. Если батарею отключить от устройства раньше, то она может терять емкость, а процесс восстановления довольно проблематичен. АКБ имеют эффект памяти. Если же говорить о времени, которое займет операция, то необходимо делить емкость АКБ на зарядные токи. Число и будет примерным количеством времени. Возьмем, к примеру, 7 Ач гелевый аккумулятор. Зарядка и обслуживание его займет примерно 10 часов. Это при условии номинальной силы тока в 0,7 А.

Особенности зарядки

Самое основное и важное правило, которого нужно придерживаться в процессе зарядки гелевых АКБ, – это соблюдение максимальных величин подаваемых напряжений. Если превысить допустимую границу, батарея просто выйдет из строя.Чаще всего в документации, которая прилагается к любой АКБ, производитель указывает, как зарядить гелевый аккумулятор, пороговые напряжения и допустимые. Зачастую последний параметр находится в диапазоне от 14,3 до 14,5 В. Также учитывайте, что АКБ данного типа могут долго лежать в разряженном до нуля состоянии. Но если на батарею подать слишком высокие напряжения, электролитический гель начнет выделять огромное количество газов. В результате батарея просто вздуется.

О зарядке гелевых АКБ для скутеров

Считается, что лучше всего обслуживать АКБ раз в три месяца. Вначале полностью разряжают гелевый аккумулятор. Зарядка и обслуживание предполагает полный разряд с помощью лампочки. Определить, что батарея села, можно по красному свечению индикатора. Теперь что касается процесса зарядки. Сила тока должна быть не выше чем 1/10 от фактической емкости батареи. Если это правило нарушить, то срок эксплуатации АКБ существенно уменьшится. Токи в процессе должны быть как можно меньше. Это самым лучшим образом повлияет на гелевый аккумулятор, и его зарядка будет качественной. Если ток в АКБ для скутера составляет 7 Ач, то максимальная сила тока не должна превышать 0,7. Что касается необходимого времени, то выше уже указано, что потребуется около 10-11 часов. Но нужно сказать, что наиболее оптимальный вариант, как заряжать гелевый аккумулятор для скутера, – это пониженные силы тока вполовину. В нашем случае этот параметр будет составлять 0,35 Ач. Пусть это одновременно и увеличит необходимое время, но АКБ зарядится практически без потерь. Да и ресурс АКБ не сократится.

О выборе ЗУ

Как известно, зарядка гелевых аккумуляторов с помощью традиционных устройств может сильно навредить ей. Поэтому необходимо разобраться в характеристиках ЗУ для гелевой АКБ. При выборе следует учесть тип батареи. Так как конструкция АКБ довольно специфическая, а конечное напряжение у аккумуляторов разное, то высокие напряжения, которые допустимы для АКБ AGM-типа, могут стать причиной закипания электролита. Параметры температурной компенсации в конкретных ЗУ должны соответствовать значениям, которые требуются для конкретных батарей. Если термической компенсации нет, то это будет вызывать переразряд, а затем и сокращение сроков эксплуатации АКБ. Также необходимо, чтобы ЗУ выдавало корректные напряжения. Перед тем как зарядить гелевый аккумулятор, следует помнить, что батарея очень чувствительна к резким изменениям токов. Поэтому процесс должен выполняться только под строго определенными напряжениями. Также при выборе ЗУ учитывают и стадии заряда. Если взять свинцовую АКБ, то процедура делится на три этапа. На первом выполняется зарядка постоянными токами при растущем напряжении. Затем напряжение постоянное и при этом понижается вдвое. И далее заряженная батарея поддерживается низким постоянным напряжением и минимальной силой тока.

Заключение

Зная эти параметры, как говорят пользователи, можно успешно использовать гелевые аккумуляторы для скутеров. Обслуживание, зарядка не представят никаких сложностей. При правильном и хорошем уходе данная АКБ прослужит очень долго.

fb.ru

Как зарядить гелевый аккумулятор. Советы от компании "База Автозвука"

Аккумулятор – это неотъемлемая часть любого автомобиля. Но не для кого не секрет, что он требует периодической подзарядки. Также необходимо избегать его повреждений, и наблюдать за количеством электролита, особенно при усиленном использовании аккумулятора. В последнее время очень широкое распространение приобретают гелевые аккумуляторные батареи.

Основное их отличие от обычных состоит в том, что в электролит добавляется двуокись кремния, благодаря чему жидкообразная кислота превращается в гелеобразную субстанцию, заполняющую внутреннюю часть батареи. Такие аккумуляторы имеют немало преимуществ по сравнению с обычными.

Во-первых, газы, которые образуются во время работы батареи, не улетучиваются, а прямым образом вносят свою лепту в химические процессы, которые имеют место во время зарядки аккумуляторной батареи. Что в свою очередь позволяет использовать герметичные корпуса. Соответственно и сама батарея уже не требует обслуживания. К тому же, отсутствие процесса выделения газа сводит на ноль токсичность батарей подобного рода и риск вытекания электролита.

Во-вторых, такие аккумуляторы более выносливы, меньше поддаются повреждениям, и могут использоваться даже в положении боком, однако при этом возможно снижение ёмкости (примерно на 30%).

В-третьих, служат гелевые аккумуляторы тоже достаточно долго, порядка 7-10лет и способны «пережить» большое количество периодов глубокой разрядки. Этому способствуют более толстые пластины из свинца, поддающиеся сульфатации в меньшей мере. При этом имеют способность к полному восстановлению в результате зарядки, даже после достаточно глубокого разряда.

В-четвёртых, гелевые аккумуляторы за год теряют приблизительно 20% заряда, что говорит о малом показателе тока саморазряда таких батарей. К тому же они более «равнодушны» к минусовой температуре и зимним условиям.

В-пятых, обладают большими параметрами пускового тока и более высокой ёмкостью. Учитывая все вышеперечисленные преимущества, решение купить гелевый аккумулятор будет вполне логичным. Правда нужно учитывать, что есть определённые отличия касательно их эксплуатации, особенно это относится к процессу зарядки подобных аккумуляторных батарей. Давайте попытаемя разобраться в этом вопросе.Все дело в том, что при перепадах напряжения и достаточно высоком его значении, которое больше допустимой его величины для конкретной модели аккумулятора, а также при перезаряде происходит значительное испускание газа гелевым электролитом, который уже не поглощается назад из-за больших его количеств. А если учесть тот факт, что гелевый аккумулятор, как было сказано выше, имеет герметичный корпус, то большое количество выделенного газа является взрывоопасным. Также при более высоком напряжении примерно в 15В возможно отслоение геля от пластин, что в своё очередь может способствовать тому, что аккумулятор просто лишиться способности давать ток. Поэтому одним из основных моментов при зарядке гелевого аккумулятора является поддержание постоянного напряжения, которое при этом не будет превышать максимально допустимого напряжения для данного аккумулятора (оно обычно составляет 14,2-14,4В). Но, к сожалению, реле-регулятор зачастую выдаёт далеко не одинаковое напряжение, оно колеблется от 13 до 16В, поэтому возникает необходимость в контроле над процессом его работы при использовании гелевых аккумуляторов, поскольку для них подобные скачки напряжения неприемлемы. Зарядка при помощи обычных зарядных устройств стандартным быстрым способом с неверным режимом, приведёт гелевый аккумулятор в негодность. Соответственно есть потребность в специальных устройствах, способных поддерживать постоянное стабильное напряжение и предназначенное именно для гелевых аккумуляторов.

Наиболее приемлемыми можно считать зарядные устройства, которые обеспечивают сохранность батареи и в то же время способствуют её быстрой зарядке. Такие устройства, как правило, спроектированы на разные напряжения, и процесс зарядки происходит в несколько этапов. Если возникает необходимость применения зарядного устройства под гелеые аккумуляторы с другими значениями напряжения, то устройство следует перепрограммировать согласно этим значениям. При зарядке гелевых аккумуляторов необходимо использовать схему, которая сведет на нет риск закипания гелевого электролита и перезаряда батареи. Её суть состоит в том, что при достижении максимальной величины напряжения в 14В, в автоматическом зарядном устройстве происходит переход в стабилизирующий режим работы с последующим уменьшением зарядного тока. И как только он составит 1/3 от максимально допустимого значения, зарядное устройство отключается. Далее при обеспечении монолитности всей цепи, состоящей из сети автомобиля, зарядного устройства и аккумулятора, напряжение на его клеммах становиться и при значении в 13,5В устройство снова запускается и обеспечивает наличие заряда в батарее абсолютно долгий период времени. При этом следует выбирать ток, который составляет 10% номинальной ёмкости аккумулятора.Заряжать гелевый аккумулятор желательно примерно 1 раза всезон, можно и чаще. При этом нужно учитывать все вышеперечисленные особенности, а также и то, что прерывать процесс зарядки таких батарей нельзя, поскольку в противном случае при неполной зарядке, они уже не смогут восстановить объёмы своей ёмкости в полной мере. Лучше применять зарядные устройства с функцией установки напряжения и силы тока. Да и вообще, перед тем как купить гелевый аккумулятор, желательно обеспечить бесперебойность работы электросети Вашего автомобиля.

В первую очередь речь идёт о генераторе, который должен выдавать постоянное напряжение. Если же Вы все-таки приняли решение купить, гелевый аккумулятор, то учитывайте все вышеперечисленные советы по его зарядке, они помогут Вам продлить срок его службы на достаточно долгий период (приблизительно10 лет).

autooboz.info

Как заряжать гелевый аккумулятор?

Главное отличие гелевых аккумуляторов от обычных в том, что в составе его жидкого электролита присутствует специальная добавка – двуокись кремния (SiO2). Она помогает сформировать из жидкой кислоты желеобразную массу. Она-то и заполняет пространство аккумулятора.

Ее основное достоинство – это способность к рекомбинации газов, которые образуются при работе батареи. Они не испаряются, а возвращаются назад в гелевый электролит и принимают участие в химических процессах, возникающих при зарядке аккумуляторной батареи. В таких гелевых батареях эффект рекомбинации доходит до 99%!

Гелевые аккумуляторные батареи изготавливаются с практически герметичным корпусом, то есть они абсолютно необслуживаемые. И выдерживают гораздо больше циклов полного разряда, сохраняя при этом свои эксплуатационные характеристики. Плюс - у них очень низкий ток саморазряда. Например, за год уровень заряда снижается всего на 20%.

Из-за перечисленных особенностей, гелевые аккумуляторные батареи требуют определенного состояния бортовой электросети авто и параметров зарядки. Мы расскажем, как заряжать гелевый аккумулятор.

Условия для подзарядки гелевого аккумулятора

Напряжение, которое подается на клеммы батареи в момент заряда, не должно меняться в течение всей процедуры, и при этом не может быть выше 14,4 В. Так что автовладельцам придется время от времени контролировать процесс работы реле-регулятора, который часто выдает напряжение импульсами от 13 до 16 В. Такие скачки совершенно недопустимы для гелевых батарей.

Как правильно заряжать гелевый аккумулятор

Главное правило подзарядки гелевого аккумулятора – это использование более низких разрядных и зарядных токов. Дело в том, что при больших токах простой аккумулятор начинает "кипеть" и выделяет газ в атмосферу. У герметизированных гелевых батарей такой возможности нет. Если произойдет перегрузка, его в прямом смысле слова вспучивает,

elhow.ru

Как заряжать гелевый аккумулятор автомобиля

Наука не стоит на месте: с каждым днем во всех сферах человеческой жизни технологии становятся все более инновационными, а продукты/товары – все более совершенными. Автомобильный мир не исключение: в нем уже есть и автомобили-гибриды, и беспилотные машины, и практически совершенные детали для классических авто, к которым можно с уверенностью отнести гелевый аккумулятор (GEL АКБ).

От обычных батарей GEL отличаются тем, что вместо жидкого электролита там находится специальный гель, он-то и делает их практически неуязвимыми, конечно, лишь в том случае, если владелец знает, как заряжать гелевый аккумулятор автомобиля, если нет – покупку такого рода устройства можно назвать пустой тратой денег.

Сейчас обо всем подробнее.

Особенности гелевых АКБ, о которых нужно знать.

  1. Батареи с гелем, как и их кислотные «собратья», состоят из 6 заполненных свинцовыми пластинами отсеков (изолированных банок), каждый из которых выдает порядка 2,1 В, следовательно, общее напряжение составляет 12,6-12,7 В.
  2. Свинец в пластинах применяется не простой, а очищенный (с меньшим сопротивлением), поэтому такие элементы намного быстрее заряжаются и разряжаются.
  3. В связи с тем, что вместо жидкой кислоты, внутри отсеков находится гелеобразная масса пластины не замыкает (гель выступает диэлектриком) и они не поддаются глубоким разрядам (на заводе гель заливается внутрь жидким и только потом загустевает, поэтому он полностью обволакивает пластины, противостоя их осыпанию).
  4. Риск выкипания (выливания) электролита исключен: внутри герметичного корпуса находится своя атмосфера, которая не изменяется ни при переворачивании, ни при работе в заданных производителем условиях.
  5. Гелевый накопитель «не замерзает» – нижняя граница температуры окружающей среды для его нормальной работы составляет -50 градусов. Кроме того, срок его службы в 3-4 раза превышает срок службы кислотных аналогов.
  6. Недостатков у GEL устройства всего 2: высокая стоимость и высокие требования к вольтажу – если превысить порог, оно «умрет» за считанные часы, без возможности «реанимации».

Основные требования.

Как уже отмечалось ранее, в связи с тем, что внутри рассматриваемых устройств находится гель – твердое, упругое вещество, чем-то напоминающее резину, только белого цвета – он требует соблюдения определенных требований по температуре и вольтажу, в противном случае он может начать плавится и потерять (полностью или частично) все свои полезные физические свойства либо, наоборот, замерзнуть – стать крохким, ломким и просто рассыпаться.

К этим требованиям относятся:

  • напряжение в 14,5-15 В – превышение данного показателя даже на десятые доли В запускает необратимые разрушительные процессы внутри банок;
  • ток в пределах 10%-30% от емкости – как и в свинцовых моделях.

Зарядка (инструкция).

Батареи с гелем внутри считаются необслуживаемыми, однако на деле они требуют периодической подзарядки. Частота проведения такой подзарядки напрямую определяется сроком эксплуатации АКБ на авто (новые GEL аккумуляторы подзаряжают, как правило, раз в год, хорошо послужившие – раз в полгода). Осуществляется же данная процедура специальным зарядным устройством. Оно, к слову, есть далеко не на каждом СТО, причина – малая востребованность и очень высокая цена, поэтому большинство автомобилистов предпочитают не тратить время и деньги зря, а заряжать гелевый аккумулятор в домашних условиях простым зарядным.

Тем более сделать это по силам каждому, главное, чтобы в этом простом зарядном можно было в ручном режиме настроить силу тока и напряжение.

  • Подсоедините, соблюдая полярность, зажимы зарядного устройства к клеммам.
  • Включите «зарядник» в сеть.
  • Выставьте на зарядном устройстве вольтаж чуть ниже того, что является критическим для АКБ. Данное значение всегда указывается производителем батареи и составляет примерно 14 В +/- 0,4 В.
  • Установите силу тока. Оптимальным принято считать значение равное 10% от номинальной емкости заряжаемого аппарата, но не более 30%. (Пример: для батарейки емкостью 60 Ач сила тока заряда должна составлять 6 А).
  • Задайте или засеките время заряди. Для его определения разделите емкость автобатареи на выставленную силу тока. Например, емкость батареи все те же 60 Ач, а силу тока выставили равной 5 А, в таком случае время зарядки будет составлять 60/5=12 часов.
  • Периодически проверяйте параметры силы тока и напряжения, чтобы те случайно не сбились.
  • По окончанию зарядки отключите приборы от сети и только потом выполните их разъединение.

Внимание!

Никогда не прерывайте зарядку рассматриваемых аккумуляторов преждевременно, поскольку они обладают так называемым «эффектом памяти»: остановившись в этот раз на 75%, в следующий раз выше этого порога емкости АКБ зарядиться не сможет. Недополученные 25% будут потеряны навсегда без возможности восстановится.

Ожидающий режим использования.

Одной из особенностей батарей с гелем внутри можно назвать ожидающий режим использования (Standby USE), в течении которого они могут храниться без подзарядки годами, точнее зарядка им все же нужна, но всего лишь 1 раз в год и, главное, при определенном значении напряжения – указывается на корпусе АКБ и, как правило, составляет 13,5-13,8 В.

Вывод, стоит ли игра свеч.

Из всего вышесказанного очевидно, что гелевые аккумуляторы – весьма капризные в плане напряжения и тока устройства, хотя однозначно более долговечные и надежные нежели свинцовые, поэтому их применение более чем оправдано, но лишь в тех случаях, когда их цена не превышает 1/3 стоимости авто, на которое они устанавливаются, и реле-регулятор генератора в машине работает исправно либо в автомобиле есть (или будут приобретены) специальные клеммы в которых установлены свои реле-регуляторы.

Что касается вопроса, как заряжать гелевый аккумулятор автомобиля, то в нем нет ничего сложно:

  • если зарядка осуществляется дома, заряжать АКБ следует напряжением не выше 15 В, а лучше 14-14,4 В и током в пределах 10%-30% емкости батареи;
  • если зарядка проводится в машине, то стандартного генератора будет более чем достаточно, главное, чтобы реле не пустило перезаряд, защитить от которого могут лишь специальные клеммы с реле-регулятором.

Отзывы автовладельцев.

Сергей:

«Кто бы что не говорил, но пока гелевые аккумуляторы не для России. Купил себе пару лет назад с надеждой на долгий срок службы, но увы… первые морозы, и машина не заводится… очень разочарован».

Андрей:

«Купил себе GEL год назад по рекомендации продавца в магазине автозапчастей. Практически год я ни на минуту не жалел о сделанной покупке, стоит сказать, не дешевой. Но долго радоваться не пришлось, пару недель назад батарейка умерла без всяких намеков на усталость. Я в шоке! Пытался завести авто, даже реле не срабатывает (напряжение показывает 1,28 В). Принес домой, показания возросли до 12,74 В. Подключил специальное зарядное устройство, в результате получил всего 12,86 В, но буквально 3 минуты работы фарной лампы и напряжение падает до 2 В. По гарантии АКБ сдать не могу, покупал очень далеко от дома, поэтому прежде, чем выбросить на помойку решил вскрыть и посмотреть, что же случилось. Оказалось, что от рулона пластин отвалилась плюсовая клемма, а соединялась с ним только за счет коррозии, в месте заливки в клемму электроды истощились практически полностью. То ли мне так повезло (покупал, кстати, Оптима 38 Ач), то ли их все так делают, но очень обидно, что платишь втридорога, а получаешь качество как у самого дешевого «китайца»».

Владимир:

«Хотел бы выступить в защиту данного вида устройств, так как являлся счастливым обладателем их представителя целых 5 лет. Приобрел себе гелевый аппарат по совету знакомого электрика, который рекомендовал именно этот вид по причине наличия в моей машине большого числа электропотребителей (ксенон, сигнализация, 2 крысоотпугивателя, саб и усилитель, конденсатор и др.) и вот что я могу вам сказать: заводился легко и в -35, и после прикуривания, заряда от работы двигателя в 1,5 часа хватало на неделю…в общем, сказать, что этот аккумулятор хорош – ничего не сказать, а если у кого-то что-то там быстро ломалось, то не на батарею надо грешить, а нужно лезть и проверять электрику авто. Если с машиной все в порядке – надежнее агрегата вам просто не найти, я лично на другие теперь даже не смотрю, лучше 1 раз переплатить, чем мучиться с вечными подзарядками, особенно зимой».

Видео пособие.

Рекомендую прочитать:

autoepoch.ru