Процедура замены тормозной жидкости своими руками. Полная замена тормозной жидкости


Полная замена тормозной жидкости - как правильно?

Один из самых страшных сюжетов сна автомобилиста выглядит так: перед капотом мчащегося автомобиля неожиданно возникает препятствие, нога привычно бьет по педали тормоза, которая… безвольно проваливается, и машина продолжает лететь вперед. Проснувшись в холодном поту, переведя дыхание и с облегчением вздохнув, вспомните: давно ли вы меняли тормозную жидкость и проверяли систему тормозов?

текст: Станислав Шустицкий  /  фото: Bosch  /  05.10.2017

ФИЗИКА И ХИМИЯ

Что касается тормозной жидкости, то мы в лучшем случае следим за ее уровнем в расширительном бачке. А вот менять в сроки, определяемые инструкцией по эксплуатации автомобиля, не торопимся. Задайте вопрос: кто-то из автомобилистов вообще когда-нибудь смотрит в эту инструкцию? Казалось бы, зачем? Цвет и определяемая на глаз консистенция жидкости не меняется, работу свою она исправно выполняет и, вроде бы, циркулирует в замкнутом пространстве без всякого воздействия извне. Все не так просто. Во-первых, тормозная жидкость обладает высокой гигроскопичностью. Благодаря этому свойству она активно поглощает капли воды, которые могут присутствовать в тормозной системе, предотвращая, таким образом, коррозию металлических деталей системы и ее возможную заморозку при минусовой температуре. Во-вторых, крайне важным параметром тормозной жидкости является температура ее кипения. 

Определить кондиции тормозной жидкости «на глаз» невозможно. Для этого используются специальные тестеры

Закипание даже небольшого количества воды в составе тормозной  жидкости может вызвать паровые пробки, которые серьезно влияют на эффективность работы всей системы. В этом случае с законами физики не поспоришь: как следует из закона Паскаля, давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую точку без изменений во всех направлениях. Но действителен этот закон только в том случае, если та самая жидкость однородна, а не разбавлена пузырьками воздуха, возникающими при закипании. Отсюда и эффект мягкой тормозной педали. При этом наличие лишь 3 % воды в составе тормозной жидкости уже приведет к тому, что температура ее закипания понизится с 230 °C до 165 °C. Как только тормозная жидкость остывает, у водителя возникает ощущение полного восстановления ее работоспособности. Увы, это не так: после ряда активных торможений вновь произойдет закипание жидкости и потеря эффективной работы тормозов. Совет в этом случае может быть только один: как можно быстрее полностью заменить тормозную жидкость.

БЕЗ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Если же говорить о профилактической замене тормозной жидкости сообразно ее состоянию, то нужно учитывать, что визуально это состояние оценить невозможно. Кондиции любой тормозной жидкости определяются специальным тестером. Этот прибор анализирует температуру кипения конкретной жидкости, а затем полученный результат сравнивается с минимальными допустимыми значениями для стандартов DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1, после чего и принимается решение о необходимости замены жидкости в тормозной системе. И говоря о замене тормозной жидкости, нужно учитывать важный момент. Еще в недавнем прошлом операция замены была достаточно простой: сливалась старая жидкость, система заполнялась свежей, нажатиями на тормозную педаль система прокачивалась, из нее удалялся воздух, после чего расширительный бачок доливался до нужной отметки. Кстати, я прекрасно помню времена, когда и выбора тормозной жидкости не было — имелась единая для всех марок автомобилей ярко-красная БСК.

Но о выборе тормозной жидкости чуть позже, а пока о современных автомобилях. Как правило, их тормозные системы не ограничиваются функцией замедления автомобиля, а выполняют куда больше работы. Тормозные механизмы автомобилей являются исполнительными органами антиблокировочной системы тормозов (ABS), систем стабилизации автомобиля (ESP). И насколько корректно работают все эти системы, во многом зависит от точности работы тормозов. При этом эффективность работы гидравлических систем тормозов в большой степени зависит от качества тормозной жидкости. 

Что же касается замены жидкости, то на современных автомобилях этот процесс лучше доверить профессионалам, так как в этом случае будет проведена полная ревизия тормозной системы, включая и системы помощи водителю, о которых было сказано выше. Если же вспомнить о «дедовском» способе прокачки тормозов, то нужно иметь в виду, что на многих автомобилях с электрогидравлическими системами, такими как ESP, не только удалить воздух из системы, но и заменить тормозную жидкость можно только с помощью сканера, снабженного специальным программным обеспечением. В ассортименте Диагностического и гаражного оборудования Bosch это серия приборов KTS, с помощью которых происходит разблокировка системы и гидроагрегат ESP не перекрывает контура, позволяя тем самым удалить старую жидкость и воздух, и спокойно прокачать тормоза. При этом еще раз не лишне напомнить, что на любой профессиональной станции технического обслуживания при замене тормозной жидкости производится диагностика всей тормозной системы.

5koleso.ru

Замена тормозной жидкости в автомобиле с АБС

В штатный тормозной контур автомобиля встроены узлы антиблокировочной системы, представленные гидравлическим блоком и датчиком давления. Анализируя скорость вращения колеса по получаемым от датчиков данным, система корректирует давление тормозной жидкости в контуре, препятствуя его блокировке.

Существующие типы систем АБС

Последовательность смены тормозной жидкости с АБС, по сути, является простой и тривиальной процедурой. Несмотря на это, современная автоиндустрия считается с тенденциями в области безопасности: практически все модели автомобилей выпускаются с установленными системами ASC и EBD. Контроль за данными узлами осуществляется системой курсовой устойчивости — ESP.

В связи с этим замена ТЖ проводится только в авторизированных сервисных центрах. Причина этому кроется в необходимости подключения ЭБУ к диагностическому сканеру. На тех автомобилях, в которых система клапанов и насос с гидроаккумулятором представлены отдельными узлами, сменить тормозную жидкость своими руками невозможно по той же причине.

Зачем меняют тормозную жидкость в автомобиле

Основная задача ТЖ — передача на тормозные цилиндры и колодки энергии от главного цилиндра системы. Частота ее замены устанавливается производителем: проводят процедуру раз в 1,5-2 года либо каждые 35-40 тысяч километров пробега. Данная периодичность соответствует штатному режиму эксплуатации автомобиля.

Меняют тормозную жидкость также при поломках тормозной системы, особенно если в неё попала влага. Сама по себе ТЖ — очень гигроскопичный состав, и если она впитывает воду, то сразу же теряет свои характеристики. Тормозная система в автомобиле не отличается полной герметичностью, из-за чего в нее может попадать вода через компенсационные отверстия.

Еще одной причиной смены ТЖ является распространенная ошибка — смешивание разных автожидкостей. Конечно, делать это можно, но при этом нужно брать во внимание большое количество факторов и параметров — модель двигателя, состав, характеристики самой жидкости, тип присадок, условия эксплуатации и прочие. Допустимо доливание незначительного количества состава, но специалисты настоятельно советуют осуществлять полную замену ТЖ.

Оптимальный вариант — замена жидкости на аналогичную от того же производителя и той же марки.

Мифы о тормозной жидкости

Бытует несколько заблуждений касательно ТЖ, которые принимаются на веру многими водителями.

Первый миф — замкнутый режим работы тормозной жидкости. Компенсационные отверстия, имеющиеся в тормозной системе автомобиля, отвечают за движение воздуха внутри неё. Вместе с потоками воздуха внутрь попадают пары влаги, которые впитываются ТЖ, что приводит к утере ее свойств.

Второй миф — о возможности смешивания между собой разных жидкостей. Конечно, делать это можно, однако далеко не в каждом случае и не со всеми составами. В зависимости от модели автомобиля и его конструктивных особенностей при производстве ТЖ применяются определённые стандарты. По этой причине долить жидкость другой марки и производителя можно, но в крайних случаях и в малых количествах.

Третий миф — жидкости, соответствующие стандарту DOT-4, можно заливать в любые машины. Это не совсем так; конкретной марке и модели автомобиля соответствует определённый вид жидкости. Следует придерживаться требований производителя авто — безопасность и жизнь значительно дороже, чем цена, заплаченная за бутылку ТЖ.

Способы замены тормозной жидкости

Заливать свежую ТЖ желательно в автосервисе. Собственно, эта мысль и приходит первой в голову многих водителей. В таком случае нет необходимости копаться самостоятельно в авто, вооружившись ключами и забравшись в смотровую яму. В автосервисе имеется специальное оборудование и профессиональные специалисты.

Однако стоит помнить о том, что в сервисах предоставляется услуга только по замене тормозной жидкости, не более того. Кроме того, итоговая цена может значительно возрасти из-за дополнительных работ.

Второй вариант — самостоятельная замена жидкости. Он значительно дешевле — его цена измеряется только в стоимости самой ТЖ и собственных трудозатрат, выгоден и включает в себя еще и визуальный осмотр автомобиля и его состояния.

Во втором случае первое, что необходимо сделать — залезть в руководство по эксплуатации авто и поинтересоваться схемой, или конструкцией, тормозной системы. Она может быть параллельной либо диагональной.

Замена тормозной жидкости проводится поочередно в контурах. В первом случае начинают с правого заднего колеса, переходят на левое переднее, левое заднее и правое переднее. Во втором — с правого заднего, левого заднего, правого переднего и левого переднего колес.

Для удобства проведения работы по смене жидкости автомобиль лучше поднять на смотровую яму либо эстакаду и снять с него колеса, соблюдая правила безопасности. После заливки нового средства проводят полную прокачку тормозов.

Смена тормозной жидкости с АБС

Данный процесс можно посмотреть на видео:

В тормозной системе автомобиля с АБС при замене ТЖ стоит брать во внимание несколько нюансов. В стандартном порядке процедура проводится при условии, что насос, гидроаккумулятор и блок клапанов располагаются в одном узле.

Если же система АБС раздельна, то смену жидкости лучше производить в сервисе. В такой ситуации ТЖ заливается в систему специальным аппаратом под высоким давлением, что исключает вероятность попадания воздуха.

В тормозных системах с узлами SBC либо ESP замена тормозной жидкости проводится только с применением специальной установки. Объясняется это тем, что при такой процедур огромную роль играет последовательность открывания клапанов гидромодуля, что сделать самостоятельно невозможно.

Для проведения замены тормозной жидкости своими руками в системе с АБС понадобятся:

  • Прозрачная ёмкость.

  • Прозрачный шланг длиной 20-30 см.

  • Ключи на 8 и 10.

  • Груша либо шприц.

Проводится процедура следующим образом:

  • В бак заливается свежий состав.

  • Правый и левый передние цилиндры тормозной системы прокачиваются.

  • Прокачивается задний правый цилиндр, при этом включается насос и зажимается педаль тормоза.

  • Прокачивается задний левый цилиндр при включенном гидронасосе.

  • Проверяется герметичность системы.

Если на модуле АБС располагается сливной штуцер, прокачиваются все цилиндры, после чего установка «прогоняется» под избыточным давлением.

Самостоятельную замену тормозной жидкости лучше всего проводить только в крайних случаях и на автомобилях до 1990 года выпуска. Оптимальным вариантом смены ТЖ является обращение в сервисный центр, где правильно проведут всю процедуру, не нарушив герметичности тормозной системы.

pro-zamenu.ru

Замена тормозной жидкости. Какую выбрать и когда стоит менять

 ЗАМЕНА ТОРМОЗНОЙ ЖИДКОСТИ. КАКУЮ ВЫБРАТЬ И КОГДА СТОИТ МЕНЯТЬ

Добрый день, сегодня мы узнаем, что называется тормозной жидкостью транспортного средства, зачем она нужна, ее основные свойства и характеристики, а также когда необходимо производить ее замену. Кроме того, расскажем, как правильно выбрать тормозную жидкость и на что необходимо обращать внимание при покупке такой не маловажной автомобильной технической жидкости.

Для того, чтобы правильно выбрать тормозную жидкость для замены или доливки, необходимо понимать зачем она нужна, какими свойствами с характеристиками обладает, а также знать когда стоит менять данную техническую жидкость на новую. Отметим, что основная функция любой тормозной жидкости - это осуществление работы гидропривода, то есть способность передавать давление от главного тормозного цилиндра, который напрямую зависит от нажатия на педаль тормоза на колесные цилиндры с суппортами. Благодаря колесным цилиндрам сжимающим тормозные суппорты, на которых расположены колодки происходит торможение транспортного средства. Однако давайте представим, что если функции данными элементами тормозной системы будут не выполнены и машина начнет процесс торможения позже обычного? Да, такое лучше даже не представлять. Почему же так необходимо и важно качество, основные свойства и характеристики тормозной жидкости? Об этом мы подробно и поговорим в нашем материале.

1. Основные требования предъявляемые к тормозной жидкости

На сегодняшний день к тормозной жидкости транспортного средства предъявляются особые требования, которые обеспечивают оптимальное качество и эффективность тормозной системы автомобиля в целом.

Требования предъявляемые к тормозной жидкости:

- Функционирование в широком диапазоне температур: от -35 до + 160 градусов по Цельсию (рабочая температура, которая возникает в тормозных цилиндрах при частом торможении).

- Отсутствие агрессивности к резиновым деталям, уплотнителям тормозной системы и металлическим контурам.

- Оптимальные смазывающие и эластичные свойства благоприятно влияющие на внутренние поверхности тормозных дисков.

- Стабильность полезных свойств и их независимость от эксплуатационных условий.

На основании специальных требований и регламентов создается тормозная жидкость, которая состоит из основного химического компонента (от 90 до 97 процентов от общего состава) и дополнительных присадок. 

По составу основного компонента, тормозная жидкость подразделяется на 3 основных типа:

1. Минеральная тормозная жидкость: обладает низкой агрессивностью к резиновым деталям, довольно оптимальными смазывающими характеристиками, а также низкой покупной ценой. Минусом такой технической жидкости является то, что при температурах ниже -25 градусов по Цельсию становится очень вязкой и приобретается невысокая температура кипения. Как правило, такая жидкость применяется в основном на довольно старых транспортных средствах. Из-за нейтральности к резиновым деталям и прокладкам, минеральная тормозная жидкость в современных автомобилях не применяется.

2. Полусинтетическая тормозная жидкость: состоит из полигликолей и эфиров, а также имеет наиболее распространенную основу с высокими характеристиками и эксплуатационными свойствами. Основным недочетом такой жидкости является высокая гигроскопичность, то есть способность быстро впитывать влагу, которая в свою очередь сильно ухудшает наиболее важные ее параметры и создает быструю коррозию металлических элементов гидропривода.

3. Синтетическая тормозная жидкость: создается на основе присадок из химического силикона и является ультра эффективной, современной и на 100 процентов не гигроскопичной. Однако обладая высокими показателями, свойствами и характеристиками, такая техническая жидкость применяется в редких случаях в связи со слабой совместимостью с резиновыми элементами, которые используются стандартно в транспортных средствах. Кроме того, практически несовместима с полусинтетической и минеральной тормозной жидкостью, а также обладает высокими требованиями к качеству прокачки по системе с целью полного удаления из нее воздуха. Главным же недостатком такой жидкости является ее довольно высокая цена, которая может быть больше минеральной почти в 2 раза.

Отметим, что наиболее эффективной тормозной жидкостью из всех вышеперечисленных является современная синтетическая с добавлением присадки из силикона с типом действия DOT 5.

2. Основные свойства тормозной жидкости

К основным свойствам любой тормозной жидкости в первую очередь относят ее температуру кипения. Чем выше данный параметр, тем считается лучше. Когда тормозная жидкость начинает закипать, из нее начинает выделяться пар, который в свою очередь отличается от обычной жидкости процессом сжимания. Примером такого процесса может служит "ватность" педали тормоза в момент самого торможения. Такое явление проявляется при частом подтормаживании в теплую погоду, когда от трения при торможении, жидкость не успевает уходить из тормозной системы, а рабочая температура при этом в ней стремительно растет. Наглядным примером такой проблемы может служить спуск с горы автомобиля в жаркую и летнюю погоду. Данное явление является очень опасным и совсем не предсказуемым.

Не маловажным свойством любой технической жидкости тормозной системы транспортного средства является ее стабильность вязкости при работе на низких и высоких рабочих температурах. При достижении критичной ситуации в тормозной системе автомобиля происходит полное закоксовывание при низкой температуре или же наоборот может появляться повышенная текучесть при высокой температуре, то есть отсутствие специальной смазки и высокая вероятность протекания. Как правило, рабочая температура в системе измеряется в диапазоне от +110 до - 50 градусов по Цельсию.

3. Когда стоит производить замену старой тормозной жидкости на новую

В связи с тем, что тормозная жидкость довольно быстро впитывает влагу из окружающего воздуха, а также конденсирует при постоянной смене рабочей температуре, это приводит к ее сгущению в зимнее время года и слабой смазке летом. Кроме того, образуется постоянная коррозия металла гидросистемы тормозной жидкости. Отметим, что достаточно 2-3 процентов растворенной в технической жидкости тормозной системы обычной воды, чтобы снизить почти на 60 процентов температуру ее закипания. Данный фактор является главным для того, чтобы производить замену тормозной жидкости, как рекомендуют автопроизводители, каждые 2-3 года.

Отметим, что возможна более ранняя замена тормозной жидкости, если становятся заметны такие негативные параметры, как потеря прозрачности, а также появление посторонних примесей в бачке. Однако наверняка проверить состояние довольно сложно, хотя техническая жидкость в системе в принципе не смешивается. Поэтому в бачке, под капотом тормозная жидкость в своем составе будет иметь больше воды, а в цилиндрах, которые выполняют основную работы в процессе торможения и постоянно функционируют под воздействием высоких температур, будут иметь совсем другие свойства жидкости. В связи с чем, доливка новой тормозной жидкости не сможет сказаться на свойствах тормозной системы в общем.

Автолюбителям важно понимать какую же заливать тормозную жидкость в свой автомобиль? В первую очередь на что надо обратить внимание - это требования производителя автомобиля, которые указываются в документации к транспортному средству. Так как только автопроизводитель наверняка знает, какая жидкость будет более оптимальной к тому или иному автомобилю, ведь именно завод изготовитель проектировал тормозную систему под конкретные параметры. Кроме того, в руководстве по эксплуатации четко определена периодичность замены тормозной жидкости.

Следующий вопрос, который часто задается автовладельцами: "Можно ли смешивать старую и новую тормозную жидкость?". По мнению большинства автоэкспертов смешивать технические жидкости разных классов и допусков категорически запрещается. 

В пределах единого класса, но разных производителей, жидкости также не рекомендуется мешать, в связи с возможной несовместимостью присадок, содержащихся в них. Необходимо подбирать тормозную жидкость, которая предназначается для конкретного автомобиля и именно автопроизводителем.

Отметим, что правильно доливать тормозную жидкость в бачок тормозной системы необходимо зная, какая техническая жидкость была залита в транспортное средство первоначально. Опять же, данная информация содержится в технической документации к автомобилю. Поэтому смотрим мануал и покупаем соответствующую жидкость в проверенном автомагазине, а затем смело доливаем ее в расширительный бачок, который находится под капотом со специальным опознавательным значком указывающим на его принадлежность к тормозной системе.

Видео обзор: "Замена тормозной жидкости. Какую выбрать и когда стоит менять"

В заключении отметим, что при покупке тормозной жидкости пристальное внимание необходимо обращать не только на торговую марку, но и на допуск, тип и класс, которые указываются на упаковке. Данной информацией производитель показывает, какой состав компонентов залит в техническую жидкость (минеральный, полусинтетический или синтетический). Заметим, для того, чтобы произвести полную замену тормозной жидкости необходимо первоначально ознакомиться с технической документацией к автомобилю, которая точно содержит какой объем тормозной системы того или иного автомобиля. Как правило, в среднем данный объем варьируется около 1 литра. Кроме того, нельзя забывать следить за уровнем жидкости тормозной системы. В оптимальном состоянии уровень тормозной жидкости должен быть у отметки "max", а при опускании ее к отметке "min", необходимо срочно произвести обязательную доливку. В среднем, доливать при исправной тормозной системе автомобиля нужно не чаще 1 раза в год-полтора.

БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ. ОСТАВЛЯЙТЕ СВОИ КОММЕНТАРИИ, ДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ. ЖДЕМ ВАШИХ ОТЗЫВОВ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

bazliter.ru

Замена тормозной жидкости своими руками: видео

При обладании минимальными слесарными навыками замена тормозной жидкости своими руками – задача несложная. Нужно знать лишь основные особенности выполнения этой операции. Перед непосредственным описанием того, как поменять тормозную жидкость, следует рассмотреть ее назначение, свойства и типы.

Необходимость замены

Посредством тормозной жидкости происходит передача усилия от педали тормоза через главный тормозной цилиндр на рабочие тормозные цилиндры, приводящие в действие тормозные механизмы на колесах автомобиля. Для того чтобы обеспечивать эффективное торможение, жидкость должна:

  • Сохранять свои характеристики в широком температурном диапазоне (от -30 °С до +150 °С и выше).
  • Быть неагрессивной по отношению к резинотехническим изделиям и металлическим поверхностям деталей системы.
  • Обладать высокой смазывающей способностью для поддержания надежного функционирования тормозных цилиндров.

Помимо того что в процессе эксплуатации эти свойства постепенно ухудшаются, необходимо также учитывать еще один важный параметр: гигроскопичность. Он характеризует способность жидкости впитывать и удерживать влагу из воздуха.

Влага усиливает коррозионное воздействие на металлические элементы тормозной системы и увеличивает риск закипания.

При повышении содержания воды до 3% температура кипения снижается приблизительно на 70 °С. При закипании воды происходит выделение пара, который хорошо сжимается. Это может привести к «провалу» тормозной педали и резкому падению эффективности торможения. Именно из-за гигроскопичности замена тормозной жидкости должна производиться не по пробегу, а регулярно (каждые 2-3 года).

Выбор нужного типа жидкости

Для того чтобы правильно выбрать тип применяемой жидкости, необходимо обратиться к руководству по эксплуатации автомобиля и ознакомиться с требованиями производителя. Существует четыре основных класса: DOT 3, DOT 4, DOT 5 и DOT 5.1. Все они различаются по составу, поэтому смешивать между собой жидкости разных классов (и даже одного класса, но выпущенных разными производителями) крайне не рекомендуется. Особенно это касается DOT 5, изготовленной на основе силикона, ее нельзя смешивать с другими типами.

Подготовка к работе

Для того чтобы заменить тормозную жидкость, в первую очередь нужно подготовить необходимые материалы и приспособления:

  • Свежую жидкость.

    Ключ, который поможет открутить прикипевшие тормозные трубки

  • Торцевые ключи на 7-8 мм (для старых автомобилей) или 9-11 мм (для более новых).
  • Прозрачные пластиковые или силиконовые трубочки диаметром 4 мм или 6 мм (в зависимости от диаметра штуцера прокачки).
  • Прозрачную емкость (лучше всего подойдет пластиковая бутылка объемом 1-1,5 л).
  • Домкрат (если процедура не проводится на подъемнике, эстакаде или смотровой канаве, для упрощения процедуры понадобятся несколько домкратов).

Кроме этого, замена тормозной жидкости требует привлечения помощника.

Также необходимо определить, какая схема тормозных контуров используется на автомобиле. От этого зависит последовательность работы:

  • Диагональная («крест-накрест») – сначала прокачивается заднее правое колесо, затем переднее левое, далее заднее левое и переднее правое.
  • Параллельная – прокачка начинается с заднего правого колеса, затем работа производится поочередно на заднем левом, переднем правом и переднем левом колесах.

Перед выполнением работ нужно найти на тормозных механизмах штуцеры для прокачки, при необходимости очистить их от грязи и снять резиновые колпачки.

Порядок замены

  1. Открутить крышку на бачке с тормозной жидкостью под капотом. Необходимо соблюдать осторожность, так как остатки жидкости на поплавке крышки могут попасть на лакокрасочное покрытие автомобиля.
  2. Снять колесо в порядке очередности или все колеса, если при помощи домкратов автомобиль полностью вывешен. В случае выполнения работ на эстакаде или смотровой яме, при обеспечении беспрепятственного доступа к штуцерам прокачки колеса снимать необязательно.
  3. Направить одного из напарников под автомобиль, вы должны занять место в салоне за рулем.
  4. Надеть на штуцер прозрачную трубочку. Другой ее конец опустить в емкость.
  5. Произвести 4-5 резких нажатий на педаль тормоза, после этого удерживать педаль до момента «провала».
  6. Отвернуть штуцер примерно на пол-оборота. После «провала» педали, удерживая ее, необходимо закрутить штуцер.
  7. Долить тормозную жидкость в бачок.
  8. Повторять пункты 5-7 до тех пор, пока через трубочку не начнет выходить свежая жидкость.
  9. Надеть защитный колпачок на штуцер.
  10. Перейти к следующему колесу по схеме.
  11. После замены жидкости в механизмах всех колес нужно проверить ход педали тормоза, уровень в бачке.

Отдельные замечания

Во время выполнения работ необходимо следить за уровнем жидкости в бачке и не допускать обнажения его дна. В противном случае в систему попадет воздух и нужно будет выполнить прокачку.

Если на задних колесах автомобиля установлен регулятор давления, нужно предварительно заблокировать его работу. Обычно для этого достаточно вставить отвертку между корпусом регулятора и его приводным элементом. Таким образом исключается блокировка одной из частей контура.

Тормозные регуляторы давления некоторых автомобилей имеют свой штуцер прокачки. В подобном случае необходимо произвести замену жидкости также и в нем.

На автомобилях, оснащенных антиблокировочной системой тормозов (ABS), замена тормозной жидкости своими руками возможна в случае, если блок клапанов, гидроаккумулятор и жидкостной насос конструктивно объединены в одном блоке. При этом процедура ничем не отличается от описанной выше. Если перечисленные узлы расположены отдельно, то правильно выполнить операцию при помощи подручных средств не удастся, так как для этого требуется диагностический прибор. Лучшим решением в этом случае будет обращение за помощью в сервисный центр.

autolirika.ru

Замена тормозной жидкости, как заменить тормозную жидкость своими руками

 

 Рано или поздно приходит момент, когда стоит заменить тормозную жидкость. Случается это по разным причинам, иногда из-за прокачки тормозов, решают, что нужно свежую залить, иногда из-за срока годности. Принято, что основным назначением тормозной жидкости является передача энергии с главного цилиндра на рабочие, то есть на тормозные цилиндры и далее на сами тормозные колодки. Зачастую производители автомобилей пишут, через сколько нужно менять жидкость, обычно это составляем полтора, два года или после пробега в 30-40 тысяч километров. Такие параметры указаны при обычной эксплуатации автомобиля, если не был модернизирован автомобиль. Так же, замену тормозной жидкости проводят во время ремонта тормозов и их прокачки, зачастую именно в это время в систему попадает влага, а это как мы знаем, очень пагубно влияет на саму жидкость, в таком случае зачастую теряются свойства. Частой второй причиной, при полной замене жидкости, когда начинающие автолюбители по слухам и советам смешивают разные виды, не зная всех тонкостей и нюансов. Никто не говорит, что делать этого нельзя, смешивать можно, но для этого нужно иметь опыт и хорошо знаться на жидкостях. Чтоб смешать, нужно знать какой состав у вас был до этого, и какого состава вы должны купить, какая модель двигателя у вас. Долив в совсем малых количествах можно, но изменится, как цвет, так и свойства, все же рекомендуется не доливать, а делать полную замену. Лучше всего полностью заменить тормозную жидкость именно на ту, которая рекомендована производителем вашего автомобиля, обычно марку и название жидкости можно найти сервисной книжке или под капотом автомобиля. Если меняете впервые, то следует почитать сервисное описание вашего автомобиля, там будет полностью расписано, где находится бачок тормозной жидкости, какую систему тормозов установлено именно на вашем автомобиле и прочая полезная информация. Можно пойти двумя дорогами для замены тормозной жидкости, первая это поехать в автосервис или на СТО и заплатив деньги доверить свою безопасность другим людям, они заменят быстро и с помощью специальных приспособлений, на примере насоса для замены тормозной жидкости. Или же самому в домашних условиях заменить и заодно провести диагностику ходовой части вашего автомобиля. Если у вас обычный седан или универсал то нам понадобится, где-то один литр жидкости, если внедорожник или крупногабаритный американец, то где-то полторы, две литры. Не стоит забывать о технике безопасности, жидкость очень агрессивна к лакокрасочным покрытиям, поэтому при попадании на кузов следует сразу же протереть влажной тряпкой, но так что бы вода не попала на открытую тормозную систему.

Меняем тормозную жидкость

Прежде чем приступить к смене жидкости в тормозах, стоит уточнить некоторые нюансы по вашей тормозной системе. Если у вас установлена антиблокировочная система (ABS), в таком случае начинающему автолюбителю будет тяжело самому заменить жидкость, поэтому лучше все-таки обратится в автосервис.

Если же в любом случае решили заменить сами, то нужно узнать какая система ABS у вас. Если же у вас самая простая система торможения, как и во многих иномарках старого выпуска или автомобилях отечественного производства, то замена тормозной жидкости не составит никакого труда. Так же еще стоит уточнить, какая система торможения установлена на вашем автомобиле: с контуром тормозов по диагонали или параллельным контуром. Самой распространенной считается система с контуром по диагонали. По конструкции два контура работают отдельно друг от друга, сделано это специально в целях безопасности. На случай если выйдет из строя один контур, то второй тормозной контур сможет остановить машину, хотя конечно уже торможение будет не то что надо. В случае, когда на ваш автомобиль установлена система тормозным контуром по диагонали, то всю работу начнем с заднего правого колеса, после него перейдем к переднему левому, далее по схеме идем к заднему левому и в конце переднее правое колесо. Порядок стоит строго соблюдать. Так же не забываем о помощнике, который будет жать на педаль тормоза. Процесс замены жидкости в диагональной, и параллельной системе, отличается только последовательностью колес. Поэтому далее будем описывать общую картину работы, что зачем делать стоит, и как. Начнем процесс замены. Поднимаем домкратом машину и снимаем колесо. Теперь очистим дренажный болт, или как еще называют выпускной клапан. Далее надеть прозрачный шланг на выпускной клапан, опускаем шланг в стеклянную бутылку. Заранее набрав в бутылку немного отработанной жидкости, теперь просим помощника, чтоб тот начал нажимать на педаль тормоза, для поднятия давления в системе. Стоит не забывать о паузе, которую нужно выдерживать по несколько секунд при нажатиях, последнее нажатие стоит нажать и удерживать, теперь откручиваем выпускной болт на оборот или чуть меньше и наблюдаем, как понемногу выходит тормозная жидкость.

Как только жидкость перестанет выходить, обратно затяните клапан который откручивали. Доливаем, купленную тормозную жидкость в бачок, старую мы спустили в стеклянную бутылку перед этим. Желательно не допускать понижение жидкости ниже отметки «Минимум». После этого снова повторяем операцию, нажимая на педаль тормоза и отвернуть дренажный винт еще на пол оборота. Теперь остается только следить за жидкостью, которая вытекает по прозрачному шлангу, ждем до момента, пока не пойдет жидкость такого же цвета как вы перед этим залили. После того, как увидели такого цвета жидкость, сразу же затягиваем выпускной болт. В бачок подливаем еще жидкости до отметки «Максимум», и повторяем тот же процесс на следующим по схеме колесе. Таким образом, обходим по порядку все колеса и с каждого должна пойти тормозная жидкость того же цвета, как и в бачку.

Не стоит забывать об уровне жидкости в бачке, не стоит доводить её ниже минимальной отметки, так как в систему может попасть воздух. Если все же упустили момент и в систему попал воздух, то следует по вышеуказанному порядку снова прокачать жидкость, пока со шланга не перестанет идти воздух в бутылку с жидкостью. Замена жидкости не сложная процедура, но займет немного времени, так как нужно обойти каждое колесо. После того, как прокачали и заменили жидкость, попробуйте проехать несколько метров и нажать на тормоза, если машина хуже тормозит, чем должна, то следует снова прокачать тормоза, возможно, не весь воздух вышел из системы.

ru.megasos.com

Как правильно заменить тормозную жидкость? — журнал "Рутвет"

Оглавление:

  1. Зачем нужна замена тормозной жидкости?
  2. Правила замены тормозной жидкости
  3. Чем можно заменить тормозную жидкость?
  4. Менять тормозную жидкость самому или обратиться в СТО?
  5. Установка для замены тормозной жидкости

Каждый водитель знает, что такое тормозная жидкость. Тем не менее, далеко не все относятся к ее замене подобающим образом. Причиной подобной халатности часто является лень или отсутствие знаний по правильной эксплуатации, что довольно странно. Именно она отвечает за состояние тормозов и их работоспособности. У вас не получится просто заехать в ближайший автомагазин, купить первую попавшуюся тормозную жидкость и залить ее, не зная проблем. Не только сама процедура является довольно сложной задачей, также необходимо уметь правильно выбрать нужную жидкость, если вы решили заменить ее самостоятельно.

Многочисленные исследования показали, что менять тормозную жидкость нужно приблизительно каждые два года. Именно такой срок эксплуатации является оптимальным. Многие водители еще помнят то время, когда этот продукт действительно являлся дефицитом, потому стараются не менять жидкость до тех пор, пока не столкнутся с последствиями или видимыми на то причинами.

Стоит помнить, что в таком случае вы подвергаете опасности не только себя, но и пассажиров потому для нормального функционирования тормозов крайне важно знать, как заменить тормозную жидкость.

Зачем нужна замена тормозной жидкости?

Тормозная жидкость работает в высоком температурном режиме, который достигает отметки в 150 градусов во время езды по городу. При внедорожной и спортивной езде температура подымается еще выше, что также нужно учитывать. Современные тормозные жидкости свободно выдерживают температуру свыше 200 градусов. Лишь после достижения отметки в 250 градусов по Цельсию она начинает закипать. Конечно же, в случае своевременной замены данная информация будет носить сугубо теоретический характер, но с каждым годом верхняя планка будет опускаться все ниже и ниже. Это происходит из-за того, что она отлично впитывает влагу. Благодаря этому свойству, температура кипения понижается, и, впитав даже 2% воды, она будет составлять уже не 250 градусов, а 140-150. В результате закипания будут появляться пузырьки воздуха, которые нарушат функциональность тормозной системы.

Многие водители сталкивались с так называемым «проваливанием» педали, которое является первым сигналом, что нужно менять тормозную жидкость.

Это далеко не единственная причина, по которой жидкость необходимо менять каждые несколько лет. Со временем в ней появляется осадок, и она начинает загрязняться, что является помехой в выполнении своей основной функции.

Правила замены тормозной жидкости

Если вы не хотите обращаться за этим к специалистам, то вам не остается другого варианта, кроме как самому заменить тормозную жидкость. При этом необходимо знать ряд простых правил, которые помогут вам без проблем справиться с этой процедурой:

  • Меняйте тормозную жидкость каждые 35-50 тысяч км пробега – это несложное правило эксплуатации авто.
  • Правильно подбирайте жидкость (предварительно проконсультируйтесь, подходит ли выбранный вариант для вашего авто).
  • Не смешивайте тормозные жидкости разных производителей. Это правило относится и при подборе моторного масла.
  • Если вы покупаете б/у автомобиль, тормозную жидкость лучше заменить без промедлений.
  • Следите за цветом, он является основным индикатором, который говорит о замене.

Проверка эффективности жидкости является довольно несложной процедурой. Вы можете сделать это как вручную, так и с помощью тестеров, которые можно купить в любом специализированном магазине. Прошли те времена, когда весь процесс необходимо было делать вручную, что так не любят водители. С помощью простого прибора вы сможете получить диагностику жидкости, которая появится прямо на дисплее. Так же системой будет произведена оценка ее состояния и вердикт, насколько актуальна замена. Тестеры не только являются наиболее удобным вариантом, но помогают сэкономить время и усилия.

Чем можно заменить тормозную жидкость?

Хоть подобные ситуации возникают на дороге крайне редко, каждому водителю необходимо знать, что может послужить заменой тормозной жидкости. Бытует мнение, что для подобной цели наиболее приемлемым вариантом является вода. Это заблуждение, которое не только не принесет вам никакого эффекта, но и может подвергнуть риску вашу жизнь. Естественно, чтобы не ломать голову о том, чем можно заменить тормозную жидкость в непредвиденной ситуации, лучше всего иметь в багажнике пару бутылок для подстраховки, особенно если вы давно ее не меняли. Но что делать, когда вы оказались в безвыходной ситуации? Сразу нужно отсеять любые советы, которые вводят водителей в заблуждение, предлагая им залить спиртное. Если летом подобный вариант и может принести кое-какую пользу, то зимой он абсолютно бесполезен, так как эти жидкости могут замерзать.

Наиболее оптимальным вариантом для замены является антифриз, хотя даже при таком варианте необходимо ехать с предельной аккуратностью. Также данный способ годится лишь для того, чтобы доехать до гаража или СТО, где вас будет ожидать прокачка всей системы и полная замена жидкости. Потому, если это возможно, лучше вызвать эвакуатор.

Чтобы не доводить ситуацию до такого развития событий, когда только радикальные методы будут являться единственным правильным решением, лучше всего вовремя менять тормозную жидкость и следить за ее состоянием. Не стоит пускать на самотек столь важный фактор, так как он может стать причиной серьезных последствий.

Менять тормозную жидкость самому или обратиться в СТО?

Естественно, когда речь идет о замене жидкости, то варианта обычно два – делать все самому или довериться профессионалам и обратиться в СТО. Первый вариант отберет у вас намного больше времени, но будет совершенно бесплатным, так как вы обойдетесь стоимостью самой тормозной жидкости. С другой стороны, специалисты проведут всю процедуру в течение 15 минут, делая это с помощью оборудования. Каждый водитель должен решить для себя, какой вариант выбрать и как поменять тормозную жидкость. Что стоит ожидать, если вы решили сделать все самостоятельно:

  • Процедура займет не менее 1-2 часа вашего времени.
  • В большинстве случаев ручная замена не подойдет для машин с ABS.
  • Вам потребуется смотровая канава, так как придется снимать колеса.
  • Может потребоваться прокачка системы, если во время замены вручную останется воздух.

Установка для замены тормозной жидкости

Если говорить о выборе, заменить тормозную жидкость самому или поехать в СТО, то существует и третий вариант. Приобретение установки для замены тормозной жидкости решит все ваши проблемы и позволит провести эту процедуру максимально эффективно, не прибегая к помощи специалистов. Также использование специального оборудования позволит вам производить замену на машинах с ABS без каких-либо проблем. Алгоритм действий довольно простой и весь процесс обычно прописан в инструкции по применению.

Суть работы подобных установок заключается в том, что они продавливают старую жидкость на новую. Система полностью автоматизирована, потому все, что вам потребуется – подключить прибор и залить в него жидкость. Дальнейшие действия сводятся к минимуму и не вызовут никаких проблем.

Такой вариант не является бесплатным, так как придется потратиться на оборудование, зато плюс заключается в том, что вам не придется постоянно платить за СТО, а также пытаться произвести замену самостоятельно. Если вы являетесь владельцем машины без ABS, то можете сделать все вручную, в противном случае единственными вариантами будет покупка установки или обращение в станцию техобслуживания. Также у вас будет всего два варианта в случае, если вы не знаете, как правильно заменить тормозную жидкость. В этом случае также лучше обратиться за помощью к профессионалам.

В случае если вы решили самостоятельно заменить жидкость, необходимо помнить о ее токсичности. Также стоит исключить любое взаимодействие с минеральными маслами. Их малейшее попадание в систему может сделать всю тормозную жидкость неэффективной. Нужно избегать попадания тормозной жидкости на пластиковые детали. Если подобное произошло, для очистки используйте обычную воду и тряпки, предварительно убедившись, что они не пропитаны в масле.

В целом, процедура замены не является проблемой и редко вызывает дополнительные сложности. Если вы бережно относитесь к состоянию вашего автомобиля и не склонны проявлять халатность, то это не вызовет проблем с безопасностью на дороге. Никогда не стоит оттягивать замену тормозной жидкости до тех пор, пока это не вызовет неполадки всей системы.

Как часто Вы проводите замену тормозной жидкости? Делаете это сами или отправляете авто на СТО? Расскажите об этом в комментариях.

www.rutvet.ru

Замена тормозной жидкости в авто своими руками

Никакого квалифицированного образования в сфере автомобилей не нужно, чтобы понимать простую истину: практически все жидкости технического плана, присутствующие в машинах, со временем теряют свои свойства. Это значит, что периодически необходимо производить замену на новые. В категорию исключений не входит и такой процесс, как замена тормозной жидкости, от качества чего напрямую зависит общая безопасность автомобиля.

Содержание статьи

Для чего менять?

Для начала следует детально пояснить, что представляет из себя тормозная жидкость, и почему так велика необходимость ее периодической замены. Итак, тормозная жидкость (ТЗ) представляет собой один из наиболее важных компонентов общей тормозной системы, предназначенный для того, чтобы направлять энергию от главного тормозного цилиндра до рабочих или, как их еще называют, колесных цилиндров, после чего путь следует к колодкам.

Почему же все автоэксперты столь настоятельно рекомендуют производить периодическую замену данного вещества? Дело в том, что эта жидкость способна к очень активному впитыванию влаги из воздуха. А в случае выхода значения влаги в «тормозухе» за пределы показателя в 3,5% температура кипения вещества значительно снизится, что может стать причиной отказа тормозного аппарата в процессе интенсивного торможения.

Автомобильные производители определили периодичность, с которой нужно реализовывать замену тормозной жидкости. Но тут мнения немного разошлись, потому что некоторые советуют делать это каждые 1,5-2 года, а другие – 2-3 года. В целом же можно выбрать средний показатель в 2 года. К тому же эта цифра может измениться в зависимости от марки автомобиля, его пробегу и других показателей. Поэтому данный аспект обязательно следует уточнить при покупке машины.

Но даже если указанные ранее сроки не исчерпались, жидкость нужно срочно менять в том случае, если ее цвет изменился. Нет, она не станет зеленой или фиолетовой, но если невооруженным глазом заметно загрязнение этого вещества, то это может быть весомой причиной для преждевременной замены ТЗ.

Еще одна причина замены «тормозухи» не по заявленному сроку заключается в довольно распространенной ошибке водителей (особенно данная тенденция касается начинающих) касательно того, что тормозные жидкости не опасно смешивать. В принципе, это не запрещается, но тут в действие вступает множество различных нюансов: состав жидкости, модель двигателя и т.д. Несмотря на то, что специалисты все же настаивают на полной смене тормозного вещества, производить его долив все же можно, но только в небольших количествах.

Стоит отметить, что наиболее правильным решением является замена ТЗ исключительно той марки и типа, которая находится в рекомендованном списке производителя.

Инструкция по проверке и замене

Прежде чем приступить непосредственно к процессу замены тормозной жидкости, следует убедиться, что это вообще нужно делать. То есть первым пунктом стоит проверка ТЗ, которую каждый автовладелец обязан осуществлять систематически, точно так же, как и проверку состояния трансмиссионного или моторного масла.

Процесс проверки классифицируется на основе двух методов: проверки уровня и проверки качества ТЗ. Первый тип может осуществляться визуально и с помощью панели приборов. А второй – обязателен к регулярному осуществлению, о чем было подробно рассказано выше. Если уж так случилось, что жидкость нуждается в замене, то следует осуществить ее незамедлительно. Как заменить тормозную жидкость? Можно обратиться к мастеру или же положиться на собственные знания и умения.

Первый вариант относится к категории наиболее практичных и идеально подойдет для тех, кто не располагает лишним временем, которое можно было бы потратить на возню с машиной. Отвезти машину в автосервис и забрать через пару дней – что может быть проще. Там находится специальная установка для замены тормозной жидкости и специалисты, занимающиеся машинами и в частности сменой ТЗ не первый год.

Что касается приспособления для замены тормозной жидкости, то оно представляет собой специальное устройство, извлекает и меняет ТЗ в тормозных системах автомобилей. Такие установки для замены тормозной жидкости в автосалонах, как правило, снабжены в комплектации системой переходников, что дает возможность работать со множеством автомобильных моделей.

Если же автовладелец не доверяет установкам для замены тормозной жидкости, то следует начать вести разговор об осуществлении этого дела собственными силами. Замена тормозной жидкости своими руками – это вариант для тех водителей, кто решил сэкономить на финансовых затратах, а заодно и провести визуальную диагностику едва ли не всего автомобиля. Далее приводится пошаговая инструкция, детально поясняющая весь процесс замены ТЗ:

  1. Узнать схему (конструкцию) автомобиля. Данный аспект прописан в руководстве по эксплуатации. Существуют две схемы: параллельная (замену ТЗ следует осуществлять с такой очередностью в колесах: правое и левое задние – правое и левое передние) и диагональная (правое заднее – левое переднее – левое заднее – правое переднее).
  2. Поместить машину на яму, снять колеса, при этом не забывая о наличии такого явления, как правила безопасности.
  3. Открутить крышку бака, которая находится на основном цилиндре, и поставить ее на чистую поверхность, желательно подложив клочок ненужной ткани, так как из поплавка будет течь масло.
  4. Тщательно очистить выпускной клапан, находящийся на заднем правом тормозном устройстве.
  5. Снять с клапана резиновый колпак, выполняющий защитную функцию, и, надвинув на штуцер, вставить в подходящую посудину прозрачный шланг.
  6. Прокачать тормоза с соблюдением интервала в 1-2 секунды нажимать на тормоза 4-5 раз, после последнего – зажать педаль.
  7. На половину оборота выкрутить выпускной клапан, в результате чего старая ТЗ потечет по установленному шлангу. По завершению тщательно закрутить клапан.
  8. В процессе внимательно следить за количеством ТЗ в бачке: уровень не должен опускаться ниже минимума. Действия, приведенные в двух предыдущих пунктах, следует продолжать до того момента, пока из тормозного устройства не начнет течь чистое масло. При всем этом нужно постоянно доливать чистую жидкость.
  9. Те же действия провести и с остальными тремя тормозными блоками, очередность которых важно соблюдать в зависимости от конструкции автомобиля.
  10. По завершению смены ТЗ проверить педаль тормоза на такие характеристики, как равномерность хода и плотность.
  11. Надеть на воздуховыпускные клапаны защитные резиновые колпачки.
  12. Залить в бачок новую тормозную жидкость до максимальной отметки.

Особенности замены с АБС

Замена тормозной жидкости с АБС (антиблокировочная система) отличается от обычной процедуры этого же типа. По этой причине автоэксперты советуют в этом деле обращаться к мастерам СТО, а в идеале – к фирменной. Они располагают специальной установкой для замены тормозной жидкости, которая закачивает вещество в систему под давлением. Этот процесс значительно уменьшает риск «завоздушивания» в тормозной системе и блокирования АБС.

Производить данную процедуру самостоятельно можно лишь в самых крайних случаях, при наличии у соответствующих технических навыков и, по совету специалистов, лишь на машинах С АБС 1980-90 годов. При этом нужно обязательно соблюдать инструкции касательно техобслуживания определенного автомобиля.

Машины, где в одном узле располагаются блок гидроклапанов, гидроаккумулятор и насос, нуждаются в обыкновенной замене ТЗ. При этом следует отметить, что по завершению данной процедуры следует прокачивать не только тормозные магистрали, но и блок АБС. В случае правильной замены после герметизации лампочка, находящаяся на панели приборов, с сообщением о неисправности АБС, потухнет.

Алгоритм замены ТЗ в автомобилях, в которых ранее упомянутые блоки выполнены как отдельные узлы, несколько отличается. Что касается гидромодуля, то тут особое значение имеет последовательность открытия клапанов. Это значит, что осуществление данных операций возможен лишь в том случае, если задействовать диагностический сканер, который позволяет снимать информацию с ЭБУ АБС (электронный блок управления). А такой аппарат, как правило, автолюбителям недоступен.

В целом, конечно же, наиболее практичным в этой ситуации стало бы решение обращения к специалистам. Тут уж вряд ли возникнут какие-то проблемы. Вполне возможно, что стоимость данной процедуры будет довольно высокой, но, по крайней мере, автовладельцу не нужно будет переживать, в правильной ли последовательности он совершил необходимые действия по замене тормозной жидкости в автомобиле с АБС.

Видео “Процесс замены тормозной жидкости”

На записи показано, как происходит процесс замены тормозной жидкости под давлением на СТО.

mineavto.ru