Автоматическая коробка передач (АКПП) — что полезно знать водителю(3). Что такое акпп в машине


как пользоваться автоматической коробкой передач правильно

Все больше автомобилей с автоматическими коробками передач появляется на отечественных дорогах. В европейских странах уже произошел значительный перекос в сторону трансмиссий с АКПП. Это связано с усовершенствованием технологий производства таких агрегатов и развитой сетью сервисных центров.

Однако, если же на борту автомобиля уже имеется коробка автомат, как пользоваться ее правильно? Стоит первоначально хотя бы недолго ознакомиться с принципом ее работы. Ведь она имеет существенные особенности в эксплуатации при сравнении с механическим агрегатом.

Рабочие режимы АКПП

В отличие от «механики», в которой рычагом-переключателем водитель самостоятельно устанавливает в редукторе передаточное отношение, «автомат» делает это без участия водителя. Рычаг при этом служит для выбора именно режима эксплуатации, а не ступени.

Есть несколько ставших уже классическими базовых режимов. Они подбираются переключением рычага выбора диапазонов (РВД). Текущий рабочий режим, который на данный момент включен, обозначен на панели приборов, что позволяет водителю быстро получить информацию о нем. Перед тем как пользоваться АКПП, стоит ознакомиться с режимами поближе.

«P» – паркинг. Во время этого положения РВД должны быть отключены все элементы управления. Целесообразно включать такой режим при длительной остановке транспортного средства. С него также начинается «включение зажигания», прежде чем тронуться для дальнейшей поездки.

Нужно знать, чтобы включить паркинг, понадобится полностью остановиться и на максимум поднять ручку тормоза.

«N» – нейтральная передача. Данный режим отключает передачу крутящего момента на колеса от силовой установки. Фактически мотор работает на «холостых оборотах» так же как и при включении «нейтралки» в автомобилях с МКПП. Пользоваться автоматической коробкой передач в таком положении рекомендуется для непродолжительных стоянок, например, во время ожидания на ж/д переездах или при стоянии в длинных автомобильных пробках. Во время буксирования на небольшое расстояние также специалисты рекомендуют устанавливать рычаг в эту позицию. Допускается включение зажигания в данном положении.

«R» – задний ход. Позиция РВД возле этого значка означает то, что при нажатии на педаль акселератора авто поедет назад.

Нужно знать, что в режим реверса «R» можно переходить после абсолютной остановки автомобиля, а также для его правильного включения потребуется полностью выжать педаль тормоза.

«D» – движение. Такая позиция ручки РВД позволяет автомобилю, после нажатия водителем педали газа, двигаться вперед. Управлять автоматической коробкой передач в таком положении не нужно, так как все переключения между ступенями осуществляются без участия человека.

В качестве дополнительных удобств по время движения в особых условиях на современных автоматических коробках передач конструкторы предусматривают несколько дополнительных фиксированных положений. Они обычно располагаются после «D» и имеют цифровые индексы от 1 до 3, а также режим «OD». Разберемся, как правильно водить машину на автомате с такими значками возле РВД.

«D3» – работа АКПП происходит в пределах первых трех передач. После торможения в таком режиме автомобиль эффективнее сбрасывает скорость, чем во время применения классического режима драйв «D». На него переходят в тех ситуациях, когда обычное движение приходится сопровождать частыми нажатиями на тормоз, например, при езде по грунтовкам или в городских условиях с частыми светофорами и перекрестками.

«D2» – «автомат» функционирует в интервале двух передач. Часто это положение рычага создает комфортную эксплуатацию при движении со скоростью менее 50 км/ч. Водителям рекомендуют на нем ездить по лесным дорогам, горному серпантину, на заснеженном дорожном покрытии, когда востребована небольшая скорость перемещения.

«D1» – трансмиссия блокируется на первой передаче. Этот вариант можно использовать исключительно в том случае, если автомобиль не будет эксплуатироваться на скорости выше 25 км/ч.

Нужно знать, что большой скоростной режим при включенной позиции рычага на «D1» способен привести автомобиль к заносу.

Состояние «D1» можно применять в таких же случаях, когда и применяются понижающие передачи в МКПП для торможения двигателем. Для таких же ситуация допускается и «D2».

«OD» – повышенная передача. Данное положение рычага используется для движения по скоростным магистралям. Оно осуществляет блокировку трансмиссии на максимально высокой ступени (пятой или четвертой). Включать эту позицию нужно только при достижении автомобилем скоростных режимов выше 80-100 км/ч. Благодаря ей можно существенно сэкономить расход топлива.

Нужно знать, что переключение между этими дополнительными режимами допускается во время движения транспортного средства.

Вспомогательные режимы

В современных автомобилях используются вспомогательные режимы для автоматической коробки передач. Чаще всего их переключение осуществляется с помощью дополнительного вращателя на панели приборов или ближе к РВД, фиксирующегося в одной из заданных позиций.

«N» – режим нормального движения. Применяется для обычного неэкстремального управления.

«E» – экономичный режим. Используется для плавного переключения передач и экономии топлива во время движения.

«S» – режим «спорт». Во время движения на этом режиме автоматикой используются максимальные мощностные характеристики автомобиля. Благодаря такой эксплуатации осуществляются более быстрые переключения между ступенями, ускоряется разгон. Расходные топливные характеристики значительно повышаются.

«W» – зимний режим эксплуатации востребован во время старта на скользкой дороге. Начало движения происходит обычно со второй передачи.

Нужно также уточнить, что владельцам АКПП, пересевшим с «механики» предлагаются комплектации трансмиссии с возможностью самостоятельного ручного режима переключения передач. Эта функция впервые появилась на автомобилях компании Porsche и получила обозначение «типтроник».

Впоследствии данное название подхватили автовладельцы, и оно стало нарицательным для всех подобных узлов. Для самостоятельного переключения рычаг переводится в зону, ограниченную «+» и «-». Также могут применяться подрулевые лепестки.

Эксплуатация авто с АКПП

Перед началом движение выжимаем тормоз до упора. Далее нужно переместить рычаг с установленной «нейтрали» или «паркинга» в зону «Движение вперед» или «Движение назад» и опустить ручник. Тормоз плавно отпускается правой ногой, а машина плавно начинает ехать. Разгонять автомобиль нужно с плавным нажатием правой ногой на педаль акселератора.

Нужно знать, что в управление педалями автомобиля с АКПП участвует исключительно правая нога, а левая стоит на зарезервированном для нее месте.

Чтобы автомобиль постепенно сбавлял скорость, водитель должен медленно поднимать стопу, возвращая педаль в верхнее положение. Во время этого процесса в коробке передач будет происходить переключение ступеней на понижение. Ускорить процесс можно с помощью нажатия на педаль тормоза.

Повторно тронуться с места можно также без дополнительных переключений ручки, лишь с помощью нажатия на педаль газа. Получается, достаточно включить режим «D», а скорость регулировать обеими педалями.

Важно! При движении на автомобиле с АКПП необходимо избегать резких перепадов скорости, потому что такая эксплуатация вызывает существенный износ коробки передач.

Неправильное использование «автомата» разбалансирует работу фрикционов, увеличивая расстояние между дисками. Это приводит к тому, что авто начинает дергаться во время переключения ступеней.

Эксплуатация АКПП в зимний период

Наиболее проблемным временем эксплуатации «автомата» считается период с заледенелым и заснеженным дорожным покрытием. Это происходит по нескольким причинам:

  • пробуксовка во время начала движения по скользкому покрытию, если авто застряло;
  • минусовая температура негативно сказывается на работе и ресурсе АКПП.

Снизить отрицательное влияние на работоспособность удастся, если придерживаться некоторых правил.

Проводится визуальный контроль масла ATF. При наличии существенного потемнения либо металлических вкраплений в жидкости стоит обязательно провести его замену. Когда пробег автомобиля на одном ATF достигает 30 тыс. км, то его также нужно заменить.

Во время отрицательных температур и, особенно, открытого хранения автомобиля потребуется прогреть мотор перед началом движения.

Нужно знать, что в рабочий температурный режим автомобиль с коробкой АКПП выходит через 5-8 минут при температуре окружающей среды -20С.

Если в авто имеются дополнительные режимы «D1», «D2» или «D3», то движение зимой лучше начинать с «D1», вдавливая педаль на треть или половину хода, а метров через 100 повышать передачи.

При наличии вспомогательных зимних режимов типа «SNOW», «*», «W», «WINTER», «HOLD» стоит активировать именно их с помощью допвращателя или кнопок.

Застрявший автомобиль необходимо вывозить из сугробов собственными силами с помощью пониженных режимов. Если таковых нет, то не нужно долго злоупотреблять «методом раскачки».

Скользкая дорога приводит к заносам автомобилей. Для поддержания управляемости автомобилем нельзя отпускать педаль акселератора, это касается переднеприводных авто. Для входа в повороты потребуется переключаться на пониженные ступени, чтобы не сбрасывать обороты и мощность.

Нежелательные действия

Не стоит перегружать автомобиль с АКПП, если он еще не хорошо прогрет. Это касается и теплого времени года, во время начала движения нужно соблюдать умеренный скоростной режим без рывков и резких перепадов скорости.

«Автомат» не любит бездорожье и возможные пробуксовки. Также не стоит устанавливать прицепы на автомобили с АКПП, чтобы снизить износ узла. Не желательно заводить машину, толкая, при севшем аккумуляторе.

Интересное по теме:

загрузка...

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Google+

ktonaavto.ru

Типтроник в машине с АКПП - что это такое, как и когда им лучше пользоваться

Вождение Использование коробки передач Типтроник в автомобиле – что это такое и как им пользоваться

Типтроник в автомобиле – что это такое и как им пользоваться

Относительно недавно в обиходе водителей появилось новое слово – “типтроник”. Из-за неполноценного понимания что это такое, многие называют его “коробкой типтроник” или же, например, перед покупкой нового автомобиля задаются вопросом – что лучше выбрать типтроник или какую-либо автоматическую коробку передач. Сразу оговоримся, что название это не совсем правильно, т.к. типтроник не является каким-то отдельным, обособленным агрегатом автомобиля, а постановка вопроса “что лучше – автомат или типтроник?” однозначно является некорректной. Что же из себя на самом деле представляет типтроник, предлагаем разобраться в нашей статье.

Коробка передач типтроник – что же это такое?

Понятие «типтроник» (от англ. “Tiptronic”) в 1990 году впервые запатентовала немецкая компания Porsche для обозначения 4х-ступенчатой гидромеханической АКПП с возможностью электронного ручного управления. Данная разработка реализовала идею имитации управления автомобилем с механической КПП, но в упрощенном для водителя виде, а также не требующая опыта и навыков вождения на механике.

Строго говоря, роботизированные и вариаторные АКПП не попадают под условия запатентованного товарного знака «tiptronic», даже если сами процессы ручной смены передаточного числа полностью аналогичны. И, хотя с течением времени различные автопроизводители добавляли схожие функции в свои автомобили и называли их по-разному (стептроник, тач-троник, свитч-троник, эспатик), именно «типтроник» стал именем нарицательным среди водителей, т.к. был исторически первым. Сейчас под типтроником подразумевает имитацию ручного переключения передач на автомобиле с любым видом автоматической КПП .

Если вы только начинающий водитель, наша статья о том, как научиться водить машину с нуля именно для вас!

Покупаете новое авто, но еще не определились с коробкой? В статье самые полезные советы о том, что лучше выбрать – автомат или механику.

Хотите себе кроссовер? http://za-rulem.org/avtotovary/pokupka-avto/byudzhetnye-krossovery.html – обзор самых популярных бюджетных кроссоверов, представленных на рынке России.

Принцип работы типтроника

Режим типтроник реализуется через специальную программу в электронном блоке управления (ЭБУ) автомобиля. То есть, по сути своей это не механическое выжимание педали сцепления с целью сменить передачу, а всего лишь команда бортовому компьютеру. Производя какие-либо манипуляции с переключателем, ЭБУ принимает специальные сигналы и запускает специальный алгоритм программы для переключения передачи.

Если компьютер посчитает, что переключение при данных условиях может быть опасно для автомобиля, то такая команда попросту будет проигнорирована.

Как пользоваться типтроником на автоматической коробке передач

Автомобиль с любой АКПП, будь то робот, вариатор или классический автомат. дополненный функцией типтроник, точно также имеет всего 2 педали – акселератор и тормоз. Рычаг выбора диапазона (РВД) имеет те же позиции – “D”, “N”, “R”, “P”. В обычном режиме «D» переключение скоростей контролируется бортовым компьютером. Однако. благодаря типтронику, водитель в любой момент может вмешаться и собственноручно выбрать передачу.

Ездить на типтронике проще простого. Ручное переключение передач осуществляется во время движения и, чаще всего, с помощью рычага выбора диапазонов. РВД из режима “D” перемещается в специальный дополнительный паз, обозначенный знаками «+» и «-». «+» для повышения передачи и «-», соответственно, для понижения.Иногда, вместо дополнительного паза для РВД, автомобиль оснащается специальным «лепестком», расположенным на руле. И тогда выбор передачи осуществляется совсем как на гоночных болидах – с помощью переключения лепестка или нажатия кнопок на нем (также «плюс» и «минус»).Текущая передача, как и любое другое положение селектора, будет отображаться на дисплее управления авто.

Естественно, компьютер все-равно контролирует действия водителя, поэтому, как говорилось выше, не позволяет ему совершать критические ошибки, в том числе повредить коробку или двигатель неосторожными переключениями. И даже при полной остановке с включенной первой передачей, блок управления не позволит мотору заглохнуть.

Если программа «видит», что вы долгое время не пользовались ручным переключением, она возвращает управление автомобилем в обычный для него, автоматический режим. Точно также, автоматически понижаются передаточные числа при торможении, а повторное трогание будет происходить с первой передачи. благодаря чему вам не придется беспокоится о постоянном перемещении РВД вручную на каждом светофоре .

Часто в автомобилях с автоматической трансмиссией и функцией типтроник предусмотрены также зимняя и спортивная программы. При выборе спортивного режима, типтроник позволяет держать обороты двигателя в верхнем диапазоне каждой передачи, добиваясь максимальной отзывчивости при обгоне и ускорениях. Зимний режим позволяет избежать опасной пробуксовки на скользкой поверхности.

О том, что такое типтроник, как и в каких случаях им пользоваться, смотрите :

Основные плюсы и минусы типтроника

Преимущества АКПП с типтроником:

  • типтроник очень удобен при обгоне – перейдя в ручной режим, вы можете «запретить» автомату переключение на более высокую передачу;
  • типтроник позволяет быстро взять управление автомобилем в критической ситуации в свои руки;

При необходимости экстренного торможения двигателем, можно вручную понизить передачу. Особенно это может пригодится для избежания заноса на скользкой дороге.

  • также как и зимний режим (если он предусмотрен на вашем авто), типтроник позволяет начинать движение на скользкой поверхности сразу со второй передачи, что позволит избежать пробуксовки колес;
  • хотя вариаторные и классические АКПП очень не любят езду по бездорожью, переключение на ручное управление все же помогает немного «сгладить» всевозможные ямы и выпуклости на дорожном покрытии;
  • все модели автомобилей, оснащенные режимом tiptronic, оснащены также и специальной программой для защиты от «необдуманного» переключения передач, чем не может похвастаться обычная механика;
  • с помощью типтроника можно значительно экономить топливо, особенно по сравнению с АКПП без этой функции;
  • идеальное решение для водителей, которым тяжело определиться с выбором между МКПП и АКПП.
  • Говоря о недостатках типтроника, нужно помнить, что это не отдельный вид АКПП, а всего лишь одна из ее функций, поэтому, пожалуй единственным более-менее серьезным минусом является утяжеление коробки передач. В целом же, типтроник очень удобный режим, особенно если учесть, что его наличие или отсутствие на цену автомобиля «с салона», по большому счету, влияния не имеет, т.к. практически все новые автомобили обладают этой функцией по умолчанию.

    Если вы все еще не можете решить – нужен ли вам типтроник в автомобиле или нет, предлагаем ознакомиться с отзывами автовладельцев, использующих такой вид коробки передач:

    Вася, 45 лет, Киев

    О типтронике. Все-таки штука весьма полезная и нареканий на него практически нет. В одном из прошлых своих отзывов я писал, что в городе автомат вне конкуренции, но на трассе ему не хватает прыти. Вот тут и приходит на помощь типтроник. Не нужно бояться вручную переключаться на пониженные передачи при обгонах. хотя бы на одну, а лучше на 2 и, в некоторых случаях, даже на 3. Иными словами – на скорости до 94 км/ч можно включать вторую передачу (это из сервисной книжки), вот тогда вы и прочувствуете всю мощь двухлитрового двигателя:)Еще нюанс – чтобы избежать дерганья при переключении на передачи пониже, нужно выжать газ, поднять обороты, ну а потом система сама включит нужную передачу. Если вы вдруг переключите на вторую передачу на скорости больше 94 км/ч, то система не позволит вам этого сделать и тем самым защитит от вас коробку и мотор (проверял). Т.о. типтроник делает обгоны более увлекательными и безопасными. НО! нужно помнить, что это все же не механика и разгон происходит гораздо медленнее.

    Петр, Новосибирск

    Я думаю Типтроник добавлен в акпп для энергичной, спортивной езды. если нет необходимости гнать в аэропорт чтобы успеть на уже взлетающий самолет, устраивать гонки по типу НФС или раз в неделю возить рожающих в роддом, короче, носиться как угорелому, то зачем этот типтроник вообще нужен на автомате.

    Натали

    Как по мне, типтроник – очень удобная функция. машина с мужем на двоих. если я за рулем, то пользуюсь автоматом, а муж переходит в ручной режим. все счастливы и довольны!

  • Один комментарий

    Я утром еду в горы на работу, а вечером спускаюсь. При спуске включаю пониженную передачу или перед поворотом торможу двигателем, и снижаю износ тормозных колодок и дисков.

    http://za-rulem.org

    legkoe-delo.ru

    Как правильно пользоваться автомобилем с коробкой автомат

    Большое разнообразие автомобилей предполагает огромное количество технологических решений по тому или иному узлу. Эта статья расскажет, что такое коробка автомат, как пользоваться этим устройством, а также какие бывают неполадки, как их избежать и многое другое. Спор о том, что лучше: автоматическая трансмиссия или механическая, идет с момента возникновения АКПП. Несмотря на все доводы «против» число автоматов растет, а производители устанавливают все более совершенные образцы на новые модели авто. Селектор переключения передач АКПП

    Как правильно эксплуатировать машину с коробкой автоматом

    Первое, что нужно знать любому автовладельцу — от качества, а также уровня масла АКПП (обозначается ATF) зависит ее правильная работа и срок службы. Нет смысла экономить на трансмиссионном масле, покупая дешевое, менее качественное, потому что следствием этого может стать поломка коробки передач и дорогостоящий ремонт.

    Введение

    Проверить уровень масла в автоматике можно при помощи обычного щупа. Хотя здесь есть тонкости. Поскольку консистенция ATF довольно густая, от ее температуры зависит уровень. Чтобы автовладелец знал, сколько реально масла содержится в коробке, щуп может иметь дополнительные метки, показывающие «горячий», а также «холодный» уровень.

    Для точного определения уровня ATF необходимо его прогреть, проехав около 10 км. Замена масла должна производиться в среднем после пробега 50-60 тыс. км. Более подробно можно узнать из документации каждой конкретной модели.

    Примером может послужить коробка автомат на Пежо 206. У автомобиля встроенный датчик качества масла, который определяет, когда нужно делать его замену. Такой контроль за качеством масла на уровне производителя показывает, насколько это серьезный вопрос.

    Стиль вождения

    Второе золотое правило в вопросе как пользоваться коробкой автоматом – необходимость соблюдать плавность хода. Будь то начало движения, набор скорости или торможение, все нужно делать без рывков. Пежо 206 не является исключением. Его автоматика не предназначена для гоночных трасс.

    Автовладельцы часто жалуются на ее поломку у данного автомобиля, однако когда выясняются условия эксплуатации, становится понятно, что во многом виноват сам автолюбитель. Отчасти можно оправдать неправильное вождение качеством дорожного покрытия. Хотя неграмотность водителей в этом вопросе, нежелание выполнять необходимые требования — более вероятные причины.

    Лучше секунду подождать

    Некоторые специалисты советуют перед каждым маневром давать АКПП секунду-другую для «раздумий», то есть время, чтобы привести механизм в согласование с новыми условиями. Тогда происходит адаптация и многих серьезных поломок удастся избежать. Также, если еще не успела включиться передача, а происходит подгазовка, то начинается проскальзывание фрикционов, сопровождаемое ударами. Это может стать причиной поломки.

    Буксировка автомобиля с АКПП

    Принципиальное отличие механики от автомата – постоянное зацепление шестерней. Автоматика функционирует только если включен гидравлический насос, встроенный в ее конструкцию. Он обеспечивает необходимое давление, а также смазку отдельных частей. Поэтом, во-первых, с буксира АКПП не завести, а во-вторых, транспортировка авто с коробкой автомат представляет некоторые сложности.

    Лучше всего буксировку осуществлять эвакуатором. Для привода на одну ось — методом частичной погрузки, для полноприводной машины – полной погрузкой на эвакуатор. Если такой возможности нет, допускается транспортировка при скорости до 40 км/час на расстояние до 30 км, поставив рычаг в положение N.

    Схема транспортировки автомобиля с полной загрузкой на эвакуатор

    Крайние меры

    Если автомобиль с задним приводом, можно отсоединить кардан — тогда становиться возможной длительная буксировка. У переднеприводного раскручиваются ШРУСы, однако необходимо проконтролировать, чтобы оставалась надежно закрепленной ступица.

    Задний и передний привод

    Существуют некоторые конструкционные различия автоматической трансмиссии автомобилей с передним и задним приводами. У переднеприводных она более компактна и содержит отделение главной передачи – дифференциал. Заднеприводной автомат соединяется с дифференциалом заднего моста посредством карданной передачи.

    Схема устройства автомобиля с задним приводом

    Конструктивные отличия

    Поскольку использование заднего привода сопряжено с более высокой нагрузкой переносимой трансмиссией, то есть небольшая разница при использовании. Заднеприводная коробка требует чуть большее (один-два литра) количество масла. Также необходимо понимать, что задний привод будет немного медленнее при переходе с одной передачи на другую, это надо учитывать, давая АКПП большее время на обдумывание.

    Машины с полным приводом

    Машины с полным приводом требуют наибольшего внимания, исходя не только из нагрузки на трансмиссию, но также потому, что они, как правило, имеют внушительный вес, а соответственно инертность. Эта физическая характеристика подразумевает увеличение времени для разгона или остановки. Отсюда делаем вывод, что полноприводные авто с автоматикой должны делать все маневры более плавно чем авто с моноприводом.

    Прогрев автомата перед началом движения

    Среди особенностей АКПП — необходимость нагрева до требуемых показателей. Многие не знают, как греть коробку автомат. Сложного нет абсолютно ничего. После запуска двигателя водитель должен не только прогреть двигатель, но также «прогнать» автоматическую коробку переключения передач. Нажав на педаль тормоза, нужно переключать рычаг так, чтобы он оказался во всех положениях, задерживая у каждого пару секунд.

    Плавность хода — залог успеха

    В течение первых минут десяти после начала движения не нужно делать резких маневров или давать двигателю высокие обороты. Эти действия будут полезны не только непосредственно для коробки, но и для двигателя.

    Также не стоит забывать, что масло плохого качества может образовывать низкотемпературные отложения на деталях. Это происходит наиболее активно во время нагрева до рабочей температуры. Некачественное масло может покрыть стенки корпуса АКПП слоем густого пластичного вещества, забить все отверстия или каналы. Если же нагрев произойдет без нагрузки, тогда отложения благополучно растворятся, негативные последствия не будут заметны.

    После того как автомобиль хорошо прогрелся, можно осуществлять движение в обычном режиме. Однако не следует забывать, что чрезмерные рывки для автомата не допустимы при любом режиме.

    Тюнинг и автомат

    Сейчас многие автомобилисты любят «прокачивать» своих стальных коней. Если это касается только акустических систем, спойлеров, раскраски, оперения или подобных элементов авто, тогда технические характеристики и безопасность практически не затрагиваются. Однако часто на машины ставятся более мощные двигатели, мосты, увеличивают дорожный просвет и т. д. В таких случаях необходим расчет для сопоставления многих параметров.

    Toyota Mark 2 1000 hp 4WD AT-HARVEST

    Комплексные доработки

    Любое повышение нагрузки приводит к перегреву АКПП. В этом смысле самодельный тюнинг авто может очень сильно навредить. К примеру, форсированный двигатель, сразу же почувствует автомат. Его быстрый нагрев приведет либо к тому, что нужно будет прекращать движение и давать время на остывание, либо к поломке.

    Современные технологии

    Многие современные автопроизводители оснащают дорогие модели системами оповещения при перегреве. Во время возникновения нештатной ситуации они срабатывают, иногда автоматика переходит в аварийный режим работы — фиксирует одну из передач. При этом может возникнуть непредвиденная ситуация на дороге.

    То же самое относится к главной передаче. Если ее передаточное число не будет совпадать с номинальным, для данной конкретной модели, то возрастет нагрузка на трансмиссию и двигатель. Как результат перерасход топлива, повышенный износ деталей механизмов, отказы в работе.

    Насколько АКПП пригодна для такси

    Нужно несколько слов сказать о такси вообще. Какую машину выбрать для такси? Критерии выбора заключаются в:

    • оптимальной цене, с последующим недорогим обслуживанием;
    • выносливости и продолжительном сроке эксплуатации;
    • отсутствии частых ремонтов, связанных с поломками;
    • экономичности по расходу топлива;
    • хорошей управляемости, маневренности;
    Такси

    Основной показатель автомобилей под такси, учитывая большой ежедневный пробег такси и цены на топливо, – экономичность. По этой характеристике автоматическая коробка, конечно, проигрывает механике, однако если взять во внимание современную очень ускорившуюся жизнь с большим количеством автомобилей, как следствие километровыми пробками, то оказывается, что не все так просто.

    В городе «автомат» незаменим

    Поскольку водитель такси весь день проводит за рулем, то намного удобнее и проще, если установлен автомат. Приходится делать меньше движений, значит, человек не так сильно устает, в том числе морально. Как известно, однообразная монотонная работа быстрее приводит к усталости.

    Многие автовладельцы, занимающиеся бизнесом по оказанию услуг такси, поняли выгоду от АККП и перешли на машины с такой трансмиссией. В этом случае нужно понимать, что прежний стиль вождения непригоден для нового авто. Резкие движения, мгновенный набор скорости, частое экстренное торможение – факторы, которые быстро убивают автоматику.

    Вывод

    Автоматическая коробка переключения передач завоевывает все новые позиции, оттесняя механику. Ее правильная эксплуатация позволит объездить на автомобиле заявленный производителем срок, возможно даже больше. Не скупясь на замену масла, применяя мягкий стиль вождения, прогревая перед началом движения, а также, соблюдая некоторые другие правила, можно добиться от АКПП долгого срока службы.

    avtopolza.ru

    Автоматическая коробка передач (АКПП) - что полезно знать водителю(3).

    В этой третьей статье, мы продолжаем знакомиться с особенностями эксплуатации автомобилей с автоматической коробкой переключения передач (АКПП). И продолжаем опровергать мнение многих водителей, что автомат капризен и ненадёжен. Такое мнение распространяется скорей всего у ленивых и неаккуратных водителей, которые забыли когда последний раз открывали капот. И я всегда говорю, что даже самая совершенная и надёжная техника, у неаккуратного и невнимательного водителя, всегда будет плохой и ненадёжной, а самый допотопный и старый автомобиль или мотоцикл, в руках аккуратного и любящего технику водителя, проработает долгие годы верой и правдой, без проблем и поломок.

    Что полезно знать водителю, об особенностях эксплуатации и ремонта автомобилей с автоматической коробкой передач, я опубликовал уже две статьи, и желающие могут почитать их вот здесь и вот тут.

    Самое распространённое мнение, это то, что якобы для наших отечественных условий (не знаю как для кого, но я считаю своим отечеством все республики бывшего Советского Союза, так как родился в той стране) автоматы не приспособлены. Но ведь это же смешно, и говорят такое, как правило водители, которые пренебрегают элементарными правилами эксплуатации машин с АКПП. Если уж и не приспособлен какой нибудь агрегат или узел большинства иномарок (кроме моих любимых джипов конечно), так это их подвеска, рассчитанная скорей на европейские дороги.

    При должном элементарном уходе, и при нормальном (не спортивном) режиме эксплуатации (об этом я писал в первых двух статьях, и напишу немного ниже) автоматическая коробка проработает весь положенный её заводом ресурс, так же как и ресурс отведённый механической коробке, несмотря на наши отечественные условия эксплуатации.

    Хотя конечно же пробеги у механики и у автомата разные, (да и у разных машин тоже) у механической коробки ресурс несколько больше, но это скорей особенности конструкции, и условия эксплуатации здесь не играют особой роли. Конечно же машина с автоматической коробкой, которая ездила больше по магистралям, чем по городу или селу, пробежит без ремонта коробки побольше, но это другое.

    Что нужно знать водителю новичку, впервые севшему за руль автомобиля с АКПП.

    Сначала необходимо разобраться в обозначения режимов работы автоматической коробки вашей машины. Как правило их пять или шесть, и включаются они рычагом (селектором). Буква R означает реверс, то есть задний ход. Буква Р означает английское слово паркинг, и при включении рычага в сектор этой буквы, двигатель разъединяется с трансмиссией, и в этот момент выходной вал коробки жёстко блокируется. Из-за этого, чтобы не поломать стопор блокировки, включать рычаг в сектор Р можно только когда ваша машина полностью остановлена (неподвижна).

    Буква N означает нейтраль, почти тоже самое что и паркинг, только без блокировки ведущих колёс машины.  Буква D означает слово драйв, когда автоматическая коробка последовательно перебирает все имеющиеся передачи переднего хода машины, заканчивая ускоряющим овердрайвом (OD), но овердрайв есть не у всех коробок. Рычаг переключения во все вышеперечисленные режимы (сектора с буквами) тоже желательно включать не на ходу, а на полностью остановленной машине.

    И такие приёмы вождения, как например включение заднего хода, на ещё движущейся вперёд машине, когда колёса начинают жечь резину, резко начав вращаться в обратном направлении, сильно сократят ресурс автомата, до всего нескольких десятков километров.

    Режимы обозначенные цифрами 3,2,1 (иногда вместо цифр буквы) позволяют водителю ограничить диапазон переключения только соответствующим количеством пониженных передач. И включать эти режимы можно и на ходу, в нужный момент, например преодолевая крутой подъём, или проезжая на загруженной машине плохой участок дороги, снежные сугробы или песок, грязь. Но здесь важно не превышать положенные обороты двигателя вашей машины (поможет тахометр). Так же не стоит включать рычаг в положение 1 на скорости 90 — 100 км.ч.

    На некоторых автомобилях, рядом с рычагом (селектором) включения режимов, имеется отдельный небольшой переключатель с буквенными или другими обозначениями (символы или пиктограммы). Наиболее распространённые обозначения буквенные, например M — механический, E — экономичный, N — нормальный, S — стандартный алгоритм работы АКПП. Нормальный и стандартный алгоритмы работы, почти одинаковые.

    Экономичный алгоритм работы автомата, способствует работе мотора машины в режиме наименьшего расхода топлива (на единицу мощности двигателя). И рядом с буквой Е, иногда имеется символ в виде снежинки, и в этом режиме будет на колёса автомобиля передаваться умеренный крутящий момент, который не позволит колёсам пробуксовывать на зимней (скользкой) дороге.

    При включении переключателя в положение М (механический) этот диапазон позволит водителю работать рычагом автомата, как рычагом переключения передач механической коробки, которая оборудована автоматическим сцеплением. А на некоторых моделях прорези, по которым движется рычаг переключения, имеют ступеньки, как на фото слева, чтобы не ошибиться в включении нужного режима например ночью (вслепую).

    Сейчас уже на многих машинах с автоматом, имеется ещё режим КИК ДАУН. Это если вы резко нажали на педаль газа, чтобы быстро ускориться, то для обеспечения резкого старта машины, автомат переключает сразу на одну или две пониженные передачи. А на более современных автомобилях, такое может произойти и при неполностью нажатой педали газа.

    На некоторых американских автомобилях, селектор (рычаг) переключения режимов автомата расположен на руле, а шкала указателя переключаемых режимов расположена на панели приборов. И буква D на панели, означает ускоряющую передачу (овердрайв).

    Кстати, тем водителям, которые впервые сели за руль машины с автоматом, но до этого продолжительное время ездили на машине с механикой (механической КПП), первое время нужно будет немного отвыкнуть от механики. Ведь у машины с автоматом всего две педали, а не три, причём педаль тормоза довольно широкая.

    И большинство водителей, привыкших ездить не совсем правильно на машине с механикой, когда при нажатии тормозной педали, левая нога по привычке тут же выжимает сцепление (а надо бы сначала нажимать тормоз, а спустя определённое время, когда обороты немного упадут, нажимать педаль сцепления, особенно на скользкой дороге). Так вот, при пересаживании на машину с автоматической коробкой, чтобы по привычке не нажать на широкую педаль тормоза обеими ногами и чтобы резко не заблокировать колёса автомобиля, следует левую ногу вообще убрать подальше от педалей.

    А в чём разница автомата и механики.

    Вообще, раз уж речь зашла о сравнении механики и автомата, то стоит немного об этом написать, как бы для общего развития. Кому это не интересно, то можно пропустить парочку абзацев и читать дальше.

    В механической коробке большинства автомобилей и мотоциклов, пары шестерен передач находятся в постоянном зацеплении, и при этом ведомые шестерни свободно вращаются. А чтобы включить какую нибудь передачу, мы механически блокируем (с помощью вилки и муфты) шестерню нужной выбранной передачи на ведомом валу. И далее ведомый вал передаёт вращение на муфту сцепления, далее на карданный вал, цепную звёздочку, полуоси и др (зависит от конструкции), ну и далее на ведущие колёса.

    А в автоматической коробке, проще говоря, возле каждой шестерни стоит фрикционный диск, который при включении нужной шестерни (передачи) фиксирует её на валу с помощью сил трения (а не с помощью силы механического зацепления штырей муфты, как в механической коробке). Ну а чтобы устранить рывки в трансмиссии (чтобы исключить поломки и увеличить её ресурс) при включении любой передачи, вместо обычного сцепления (как на механике) в трансмиссии автомата установлен гидротрансформатор, который вращается в масляной ванне (закрыт специальным картером).

    При вращении, проскальзывание слоёв масла смягчает (демпфирует) рывки при трогание с места и разгоне, и к тому же ещё и увеличивает передаточное число (от 1 до 2). Так работает простейший двухвальный автомат, прославившийся своей надёжностью на большинстве автомобилей Хонда. Но на других иномарках (в их автоматических коробках) могут быть установлены планетарные редукторы.

    Ну и раз речь зашла о сравнении механики и автомата, то следует упомянуть о главном преимуществе автоматической коробки, по равнению с механической КПП. Главное преимущество машины с автоматом, особенно в крупных мегаполисах, это лёгкость управления машиной в пробках. Я это прошёл на себе, когда работал водителем на машине с механической коробкой, и часто ездил по заполненному пробками МКАДу. И примерно через полчаса-час постоянного дёрганья по метру или два, начинала уставать левая нога. И хотя я являюсь поклонником механической коробки, но в таких условиях, я бы с удовольствием пересел бы на машину с автоматом.

    Ведь достаточно снять ногу с тормозной педали, и хорошо настроенная машина, сама начинает движение. К тому же, благодаря сглаживающим (демпфирующим) свойствам гидротрансформатора (и отсутствием жёсткой связи между мотором и трансмиссией), общий пробег без ремонта и двигателя и трансмиссии автомобиля возрастает, и причём ощутимо — примерно от 20 до 30 процентов, и компенсирует этим более высокую стоимость автомата и его квалифицированного ремонта.

    Какова динамика машины и расход топлива с автоматической коробкой и отличаются ли они от машин с механикой.

    Экономичность и динамика разгона машины с автоматом, как правило хуже примерно на 5 — 10 процентов. Но это не относится к машинам самых свежих годов выпуска, в которых электронное управление современных автоматов, делает такие машины даже немного экономичнее автомобилей с механической коробкой.

    Кстати на некоторых современных машинах имеется принудительное отключение (блокировка) трансформатора, которая позволяет уменьшить расход топлива по трассе. А на самых современных моделях имеется система, которая не допускает перехода коробки на высшую передачу, пока мотор машины после пуска не прогреется до необходимой рабочей температуры.

    Особенности эксплуатации машины с АКПП.

    Особенностей совсем не много. Положение рычага в N — нейтраль, при движении машины, даже накатом, используют очень редко. И если вам при движении например на спуске нужно двигаться накатом, то рычаг переключения (селектор) лучше не трогать (оставить в том положении, в котором он находился при поездке до наката). При этом автомат сам перейдёт на повышенную передачу из всех имеющихся передач (для данной скорости) и обеспечит минимальное торможение мотором.

    Ну а если к примеру вы ехали накатом с включенным селектором в положении N, то при последующем переключении в режим D, не спешите сразу давить на газ, так как автомату требуется несколько секунд, чтобы выйти на требуемую для данной скорости передачу.

    Многие водители, остановившись на светофоре, переходят в режим нейтрали N, считая, что при стоящей машине, с работающим двигателем в режиме D, якобы в коробке что то буксует и изнашивается. Это ошибочное мнение, так как при остановке машины, в том же режиме D, все элементы автомата остановлены (не вращаются), а фрикционы зажаты, и в этот момент включена на готове первая передача, и только лишь масляный насос перекачивает масло в холостом режиме.

    И движение машины в таком случае начнётся без пробуксовки пар трения, которые кстати вступят в работу только при переходе автомата на вторую передачу. А по незнанию переключив режим N в режим D, вы заставляете лишний раз потрудиться пары трения.

    Ну и при поездках по городу, лучше вообще исключить высшую передачу, переключив рычаг (селектор) из режима OD в режим D, а если на вашей коробке отсутствует режим овердрайва (OD), то в городе лучше перейти из режима D в режим 3.

    Зимние поездки на машине с автоматической коробкой передач.

    Некоторые водители считают, что на автомобилях с автоматом трудно ездить в зимнюю пору. Это конечно же заблуждение. Следует всего лишь учесть, что на скользкой дороге, на любой машине, в том числе и с автоматической коробкой, нужно работать органами управления более плавно. Но на льду, рыхлом снегу, грязи или песке, следует учесть некоторые отличия в работе машин с механикой и с автоматом.

    С механической коробкой передач, момент начала вращения колёс машины (на скользком покрытии) и скорость вращения, опытному водителю можно контролировать достаточно точно при помощи педали газа и сцепления. На машине с автоматом, этот момент зависит всего лишь только от оборотов коленвала мотора, и уловить этот момент сложновато даже опытному водителю.

    Причём следует учесть, что ведь сопротивление буксующих колёс меньше, чем неподвижных, а значит двигатель при пробуксовке начинает раскручивать буксующие колёса ещё больше, усугубляя ситуацию, и автомобиль закапывается ещё сильнее. К тому же в таких случаях пробуксовывает только одно колесо, напрягая дифференциал, который из-за интенсивной работы может или сильно износиться, или выйти из строя (хотя на современных внедорожниках, имеются специальные навороты, исключающие это, или просто отключаемый дифференциал, но ведь это же джипы и это отдельная тема).

    Чтобы этого не случилось, полезно знать некоторые особенности. Тут распространённая среди водителей машин с механической коробкой «раскачка» машины не подойдёт, так как загубит автоматическую коробку. Так же следует следить за положением рычага (селектора), то есть если вы пытаетесь двигаться вперёд, то рычаг включите в положение, соответствующее самой низшей передаче (как правило это цифра 1).

    Ну и ещё одна фишка, которая может помочь выбраться вам из сугроба или грязи. При трогании машины с места, педалью тормоза следует работать так же как и педалью сцепления на машине с механикой. Нажмите на тормозную педаль, а затем повысив обороты мотора педалью газа, плавно отпускайте педаль тормоза, постепенно растормаживая колёса машины, не допуская их пробуксовки. Причём при исправных и правильно настроенных тормозах, такой приём будет работать как блокировка дифференциала.

    Кстати, работать можно и ручником (стояночный тормоз) и на эту тему я даже написал отдельную статью по доработке ручника, благодаря которой, любая машина вылезет из грязи или сугроба. Желающие могут почитать об этом вот здесь.

    Оценка состояния АКПП при покупке подержанной машины.

    Как не купить машину с убитой автоматической коробкой я уже писал в одной из первых статей (ссылки в самом начале текста). Но и в этой статье кое что добавлю. Первое, что нужно сделать, это замерить предназначенным для этого щупом необходимый уровень масла (имеется соответствующая метка на щупе). Причём замер уровня масла в картере автомата следует делать при работающем двигатели и соответственно работающем масляном насосе.

    И если на щупе вы заметите отклонения уровня масла от необходимой метки на щупе, причём не только вниз, когда уровень понижен,  но и вверх, то это значит что неправильный уровень масла приведёт или уже привёл к каким то поломкам, или чрезмерному износу механизмов коробки.

    Так же следует учитывать, что масло должно быть абсолютно прозрачным и в большинстве случаев красного цвета (бывает и жёлтый). При этом полезно обтереть щуп об чистый лист белой бумаги. И если на бумаге вы заметите мелкую пыль (взвесь), или не чисто красный цвет масла, а коричневатый, и или что ещё хуже почти чёрный цвет масла — это значит что сильно изношены в такой коробке фрикционные диски (возможен износ и других деталей), и ближайший ремонт неизбежен. А он не дёшев, о ценах на ремонт я уже писал в одной из первых статей.

    Ещё следует заглянуть под автомобиль и осмотреть картер коробки и поддон. Если картер или поддон замаслен, то готовьтесь к тому, что придётся постоянно следить за уровнем масла и периодически доливать его. Но хуже всего, если понижение уровня из-за утечек, не было своевременно замечено хозяином машины, и он долил масло только перед самой продажей машины. Последствия этого тоже не благоприятны для ресурса автомата.

    Если при осмотре, как выше описано, всё соответствует норме, то можно открывать дверь машины и усаживаться для тест-драйва. При разгоне машины, автомат должен плавно и без рывков переключать абсолютно все передачи, вплоть до самой высшей передачи.

    А вообще следует учитывать и пробег машины, и если её пробег превышает 200 тысяч км, то готовьте не малую сумму для ремонта, ну или попробуйте сбить цену автомобиля, на ремонт. А как определить реальный пробег машины при её покупке, советую почитать об этом здесь.

    Пробег автоматической коробки передач.

    Многих интересует ресурс (пробег) автоматической коробки без ремонта. Я об этом уже писал в первых двух статьях, а так же о том, что он может отличаться на разных машинах и у разных водителей (при разном стиле езды). Но следует учесть, что примерный пробег в 150 — 200 многих машин, можно достичь только при грамотной эксплуатации, которая совсем не сложна, даже для новичков (и можно даже повысить ресурс).

    • Первое правило — это постоянный контроль необходимого уровня масла в картере автомата, особенно если вы увидели, что картер коробки или её поддон начал «потеть» (покрыт слоем масла). И по возможности следует устранить даже небольшие утечки.
    • Второе главное правило — это своевременная замена масла нужной марки в коробке, рекомендованные заводом изготовителем. А если вы ездите больше не по магистралям, а по плохим дорогам в селе или городе, или часто в пробках, то советую на пару тысяч рекомендованного заводом пробега, менять масло и фильтр раньше. Ведь большинство автомобильных заводов даёт рекомендации по замене масла и фильтра, рассчитывая на то, что машина будет ездить по европейским дорогам, и причем не забитых пробками. 
    • Ну и третье главное правило, позволяющее достичь установленных заводом пробегов, и о котором я уже писал во второй статье, это забыть о спортивном стиле езды. Если вы любитель отжечь резину, то купите себе машину с механикой. Ведь при автоматическом переключении АКПП, растормаживаются одни группы фрикционных элементов, и затормаживаются другие группы.И все эти фрикционные элементы тем быстрее стираются (изнашиваются), чем большую мощность развивает мотор при трогание с места при резком ускорении (и не только с места но и в движении). Поэтому ездите спокойно, несмотря на обгоняющих вас «шумахеров», и вы сбережёте и нервы и деньги.

    Конечно же многие из нас любители отжечь и поднять адреналин, я и сам такой (поэтому и предпочитаю механику, и имею кроме машины ещё и мотоцикл). Но для этого существует много способов, например проверить себя на специальном треке за рулём мотоцикла или спортивной машины, с механической коробкой. Именно поэтому многие адекватные водители, имеют машину с автоматом для каждодневных поездок, например на работу, а мотоцикл для отжига по выходным, или имеют две разные машины.

    Выполняя все три вышеперечисленных несложных правила (ну и ещё включение рычага в какой то режим, только на полностью остановленной машине, об этом я написал выше), спокойный водитель, следящий за регулярным техобслуживанием, может проехать на своей машине с автоматом без ремонта и 500 тысяч км.

    Вот вроде бы и все нюансы по эксплуатации автоматической коробки передач, которые я надеюсь помогут начинающим водителям существенно увеличить ресурс автомата, и конечно же получить удовольствие от вождения, ведь именно для этого такие коробки и проектировали, успехов всем!

    suvorov-castom.ru

    АКПП - типы коробок автомат

    Автоматические коробки передач: виды и особенности

    Сегодня все большее распространение получают автоматические коробки передач. Это вполне объяснимо - с ними гораздо удобнее в повседневном использования, а многие их «детские болезни» первых лет выпусков давно решены.

    Современные АКПП могут быть как крайне быстрыми (переключение передач за 50-60 мс как у Porsche), так и крайне эффективными (не уступающими по экономии топлива стандартным ручным коробкам передач).

    Многие автолюбители никак не могут освоить «механику» и тонкости переключения передач, поэтому они без раздумий переходят на машины с «автоматом». Но здесь нужно учитывать, что автоматические коробки бывают различными и у каждой из них есть свои особенности.

    Так какими же бывают АКПП? В чем их отличия?Можно выделить несколько основных видов автоматических коробок передач - кулачковая коробка передач, роботизированная механика, вариатор и гидромеханическая коробка передач. Рассмотрим особенности, преимущества и недостатки каждого «автомата».

    Гидромеханическая коробка передач

    Самый популярный тип коробок передач, известен он еще по старым моделям первых авто с автоматами. Речь идет о гидромеханическом «автомате». К особенностям данной коробки можно отнести тот факт, что колеса и двигатель не имеют прямой связи и за передачу крутящего момента отвечает «жидкость» гидротрансформатора.

    Плюсы такого автомата в потрясающей мягкости переключений, возможности «переваривать» крутящий момент даже очень мощных двигателей и высокой живучести таких коробок.

    Минусы у авто с такой коробкой передач: более высокий расход топлива, увеличение общей массы автомобиля, крайняя нежелательность буксирования авто с такой коробкой.

    Несмотря на эти минусы, гидромеханика поистине универсальна, и не зря компания Mercedes-Benz до сих пор использует только этот тип автоматических коробок передач.

    Вариатор (CVT)

    Второй тип «автомата» - вариатор, который часто обозначается аббревиатурой CVT. Данная коробка имеет большие отличия перед обычным «автоматом». Технически в ней отсутствует такое понятие как «переключение передач» и именно по этому эту коробку еще называют «бесступенчатая трансмиссия». Передаточное число в такой АКПП изменяется непрерывно и плавно, позволяя «выжимать» из двигателя максимум мощности.

    Основной недостаток вариатора – монотонность «звучания». Интенсивный разгон автомобиля происходит с постоянным одинаковым звуком двигателя, что выдерживают далеко не все водители. В новых моделях эту проблему постарались решить за счет создания «псевдо» передач, когда вариатор стремится имитировать работу классических коробок автомат. К преимуществам вариатора можно отнести более низкий вес, экономичность и хорошую динамику. Минус – в крайне дорогом ремонте коробок автомат, а так же в невозможности работать с мощными двигателями.

    Роботизированная механика

    Следующий тип – роботизированная механика. У всех автопроизводителей она называется по-разному: у Porsche Getrag (или PDK), у компаний Škoda и Volkswagen - это DSG (Borg-Warner), у Audi S-tronic.

    Конструктивно такая коробка очень напоминает стандартную механическую коробку. В ней есть сцепление (или несколько) и валы передачи мощности от двигателя. В случае наличия пары сцеплений одно из них несет ответственность за четные передачи, а второе – за нечетные. Как только электроника делает вывод о необходимости переключения, диск одного сцепления плавно размыкается, а второй, наоборот, смыкается. Основное отличие от ручной коробки – полностью автоматическое управление. Не меняется и манера езды, которая остается аналогичной езде на "автомате".

    К преимуществам можно отнести пониженный расход топлива, доступную цену, очень высокую скорость переключения передач и низкий вес коробки.

    Есть у данной коробки и недостатки. В некоторых режимах езды переключения могут чувствоваться достаточно сильно (особенно этому были подвержены первые версии коробок такого типа). Дорогостоящий и сложный ремонт в случае выхода из строя.

    Кулачковая коробка передач

    Самый редкий тип АКПП, применяется исключительно на спортивных автомобилях. По сути, данную трансмиссию можно назвать механической. В ней даже присутствует педаль сцепления, но задействована она исключительно на старте. Следующие переключения происходят без ее нажатия. К преимуществам такого «автомата» можно отнести достаточно быстрые переключения. Недостатки – высокая стоимость, повышенная шумность и толчки в момент переключения.

    И что же выбрать?

    Однозначного ответа нет, поэтому наш совет - выбирайте коробку по машине.

    Но помните. Какая бы АКПП не стояла в вашем авто, чтобы продлить срок ее службы, важно следующее: проводите своевременный сервис коробки автомат; используйте только качественные расходные материалы и запчасти; а самое важное чаще меняйте масло в АКПП. И тогда, поверьте, автоматическая коробка передач прослужит вам не одну сотню тысяч километров.

    Другие статьи

    www.suvik.cz

    Коробка автомат как пользоваться ею:полезные советы

    Снова всем привет! Всегда рад диалогу с неравнодушными и любознательными людьми, желающими знать больше об устройстве и обслуживании автомобиля. Сегодня каждый водитель знает, что существуют различные типы трансмиссии — механическая коробка передач, там где водителю необходимо постоянно нажимать сцепление и коробка-автомат. Кроме того, отдельного внимания заслуживают разновидности АКПП: вариаторы, тип-троники, роботизированные коробки и некоторые другие конструктивные решения. Но в данном обзоре хочу остановиться конкретно на том, что такое коробка автомат как пользоваться ею и специфика её работы.

       Удобства автомата

    Ряд автолюбителей из тех, кто начинали вождение еще в советскую эпоху, и сталкивались исключительно с механикой, до сих пор испытывают опасения насчет АКПП. К счастью, таких становится все меньше. И хотя никто не говорит, что автоматы в ближайшее время вытеснят механическую трансмиссию, с каждым годом их становится на дорогах все больше. Правильно использовать АКПП — означает повысить эффективность управления машиной, а заодно и снизить вероятность поломок, ведь ремонт автомат-трансмиссии обходится очень дорого.

    Самое удобное в эксплуатации автомобиля, оснащенного таким устройством — то, что не требуется вручную подбирать передачи и переключать их при достижении определенного скоростного режима. Система автоматически подбирает соответствующее передаточное число, из-за чего коробка и получила название «автомат». Особенно страстными ее приверженцами являются женщины и начинающие водители.

       Основные режимы и их предназначение

    Итак, краткая инструкция на тему, как пользоваться АКПП Тойота Камри и других марок зарубежных авто, должна начинаться с того, какие существуют режимы, и для чего нужен каждый из них конкретно:

    • N (нейтральная позиция), предусматривает работу мотора в холостом режиме без движения. Во время движения машины включать нежелательно. Режим используется для прогрева мотора или при длительных стоянках с работающим силовым агрегатом;
    • P (положение «парковка»), в этой позиции можно запускать двигатель и вытаскивать ключ из замка зажигания. Включение этого режима допускается после полной остановки транспортного средства, и лучше, если оно будет поставлено на стояночный тормоз;
    • D (dri­ve, движение), в данной позиции автомобиль начинает трогаться, лишь только водитель отпустит педаль тормоза. Это основной режим движения, и чаще всего коробка находится именно в этом положении во время езды;
    • R (движение задним ходом), перевод рычага селектора активирует движение авто в реверсивном порядке, то есть, назад. Для включения машина должна полностью остановиться, а педаль тормоза удерживаться выжатой;
    • D2, D3, это режимы для движения на пониженных передачах. Они полезны при езде на машине на спусках и подъемах, чтобы не перегружать трансмиссию и мотор. Могут быть эффективны в условиях экстремальной езды, наподобие гололедов и горных склонов.

    Некоторые модели современных автомобилей, например, Мазда, оснащаются и дополнительными режимами: E (экономичный), S (спорт), и так далее.

       Чего нельзя делать на АКПП

    Водитель авто, оснащённого таким типом КПП, в том числе крайне популярного у нас в последнее время Хендай Солярис, обязательно должен быть знаком с условиями эксплуатации АКПП и ее техническими нюансами. Прежде всего, не стоит допускать слишком резких рывков, ускорений или торможений. В ходе эксплуатации это неизбежно приведет к увеличению разрыва между фрикционнами, а заключаться это будет в толчках во время включения скоростей. При переходе с движения вперед на реверсивное движение, лучше дать коробке передач несколько секунд передохнуть. За это время обороты двигателя спадут до уровня холостых.

    Запрещена частичная пробуксовка. Такая ситуация возникает, когда машина застряла в грязи или на обледеневшей дороге. В отличие от механики, где водители поочередно включают то переднюю, то заднюю скорости, добиваясь эффекта раскачки, автомат не терпит такого вмешательства. Пренебрежение этими рекомендациями ведет к перегреву коробки передач и выходу ее из строя с, как уже говорилось, дорогостоящим ремонтом. Лучше всего в таких ситуациях попросить кого-то подтолкнуть машину руками.

       Рекомендации по эксплуатации

    Итак, как использовать автоматическую трансмиссию на Киа Риа или любых других машинах в процессе езды. Двигатель запущен, педаль тормоза зажата ногой водителя. Переводим ручку из стояночного положения в позицию D (движение вперед). Отпускаем тормоз и наблюдаем, как автомобиль плавно трогается с места. Для разгона перебрасываем ногу на педаль газа, и по мере набирания скорости, коробка сама будет повышать передачи. То же самое происходит при замедлении, только в обратном порядке. Никаких дополнительных действий принимать не придется — нужно лишь следить за дорогой и корректировать направление движения рулем, при необходимости, притормаживая тормозом.

    Если мы двигаемся на автомобиле в условиях мегаполиса, то зачастую проезжаем длительные расстояния при одном функционирующем режиме — D (движение). Поочередными нажатиями педалей акселератора и тормоза регулируется скорость движения, а режим и положение рычага остается тем же самым. Существуют еще так называемые подрежимы, которые уместно применять на нестандартном дорожном покрытии.

    Например, позиция под названием D3 подразумевает, что не будет включаться выше 3-й передачи. Такое ограничение имеет смысл при движении на затяжных спусках и подъемах с умеренным углом уклона. Иногда имеет смысл включить такой режим для быстрого обгона за городом, поскольку достигается высокая динамика автомобиля. Обычно предел скорости ограничивается 130–140 километрами в час и водителю необходимо контролировать, чтобы стрелка тахометра не достигала красной зоны.

    Точно такие же перемены передач работают для режимов «2» и «1». Как Вы уже догадались, в этих случаях машина не движется со скоростью выше второй и первой, соответственно. Такие режимы применяются в особенно тяжелых дорожных или климатических условиях: крутых склонах и спусках, скользких подъемах, движении по распутице и бездорожью.

    Как видим, уважаемые читатели, в современной АКПП есть все необходимое для того, чтобы успешно маневрировать на различных участках дорожного полотна и эффективно использовать имеющуюся мощность автомобиля. Главное — беречь свою АКПП, придерживаться указанных рекомендаций и вовремя следить за уровнем смазки. Вас уже ждет интереснейший блок статей об особенностях эксплуатации аккумуляторов, вы прочитаете как проверить заряжен АКБ или нет и узнаете заряжается ли аккумулятор когда двигатель работает на холостых оборотах. Услышимся в ближайшие дни! Всем пока!

    С уважением, автор блога Андрей Кульпанов

    Место для контестной рекламы

    Автор:Андрей

    avto-kul.ru

    Как работает коробка-автомат?

    Нельзя не заметить тот факт, что все больше и больше становится автомобилей с АКПП (автоматической коробкой передач) и они постепенно начинают вытеснять машины с МКПП (механической коробкой передач). Причины этого понятны – с автоматикой процесс управления автомобилем делается проще и доступней, особенно для новичков. Но чтобы АКПП работала долго и надежно и не вызывала бы лишних затрат на свое содержание, лучше всего знать, как работает коробка-автомат.

    Зачем на автомобиле нужна коробка?

    Для любого механизма существует определенный диапазон условий, в пределах которого он работает оптимально. Все это относится и к ДВС (двигателю внутреннего сгорания). Однако условия движения автомобиля меняются в широком интервале – так, скорость может составлять и 20, и 120 км/ч, под колесами бывает прекрасный асфальт или грязь проселочной дороги. И всегда мотор должен обеспечивать уверенное движение машины.

    Крутящий момент, развиваемый двигателем, поступает на колеса через ряд механизмов. Одним из них является КПП (коробка передач). В ней, благодаря использованию набора шестерен, величина крутящего момента может изменяться, вследствие чего обеспечивается движение автомобиля при различных внешних условиях. Эти изменения момента – результат определенных действий водителя, при которых ему приходится выжимать сцепление, переключать передачи и нажимать педаль газа. Так все происходит, если автомобиль оснащен МКПП.

    к содержанию ↑

    Что делает АКПП, ее достоинства и недостатки

    Все осуществляется несколько по-другому, если на автомобиле работает коробка-автомат. В этом случае водителю нет необходимости выжимать сцепление и переключать передачи. В машинах с АКПП вообще не предусмотрена педаль сцепления, благодаря чему водитель может основное внимание уделить управлению автомобилем и наблюдению за дорогой.

    Поэтому надо сразу отметить, что АКПП заменяет работу сразу двух устройств – сцепления и самой КПП. Кроме того что АКПП избавляет водителя от выполнения нескольких операций, она обеспечивает:

    1. Возможность движения автомобиля в заданном режиме. Как правило, предусматриваются такие режимы, хотя могут быть и другие:

    • Sport, являющийся наиболее быстрым и динамичным, при этом двигатель отдает максимальную мощность;
    • Kick-down – режим перехода на пониженную передачу, например для раскрутки двигателя перед обгоном;
    • Overdrive – переход на повышенную передачу, что обеспечивает экономию топлива;
    • Norm – оптимальный или сбалансированный режим;
    • Winter – зимний режим, направленный на предотвращение пробуксовки колес при начале движения.

    2. Возможность ручной смены передач.

    Среди недостатков АКПП стоит отметить:

    • увеличенный расход топлива автомобиля;
    • повышенное внимание к поведению коробки;
    • увеличенную стоимость технического обслуживания;
    • замедленное переключение передач, некоторую «задумчивость» коробки.
    к содержанию ↑

    Виды АКПП, принцип работы

    Такая сложная задача, как автоматическое переключение передач, подразумевает, что возможно несколько ее решений. На сегодняшний день для создания АКПП используются:

    • гидротрансформатор,
    • вариатор,
    • роботизированная КПП.

    Поэтому для понимания того, как работает автоматическая коробка передач, придется коснуться всех перечисленных вариантов ее реализации.

    АКПП на основе гидротрансформатора

    В данном случае происходит некоторая путаница понятий. Подобный автомат является комбинацией таких устройств, как КПП и гидротрансформатор. Причем последний выполняет функции сцепления, а переключение передач осуществляет электроника. Описанную реализацию АКПП называют классической, именно таким образом были построены первые автоматы.

    Принцип работы подобного устройства достаточно прост. Понять его поможет пример с двумя вентиляторами, приведенный ниже.

    Один из них включен в сеть, другой нет. Несмотря на это, поток воздуха, создаваемый включенным вентилятором, раскручивает лопасти второго. На таком же принципе работает и гидротрансформатор, устройство которого приведено на рисунке.

    В состав гидротрансформатора входит несколько колес – насосное, связанное с двигателем, турбинное, закрепленное на валу коробки, и реакторное, расположенное между ними. Колеса находятся достаточно близко друг к другу внутри корпуса, заполненного маслом. Под действием крутящего момента, поступающего от двигателя, масло начинает перекачиваться от насосного колеса к турбинному, на рисунке этот поток обозначен зеленой стрелкой.

    Благодаря возникающему центростремительному ускорению поток уходит на края. Под его действием раскручивается турбинное колесо, и соответственно, крутящий момент поступает с первичного на выходной вал гидротрансформатора, соединенного с КПП. Поток масла возвращается к центру гидротрансформатора и отбрасывается обратно в сторону насосного колеса (показан красным цветом). По пути он раскручивает реакторное колесо, также связанное с валом, что дает некоторое повышение КПД устройства.

    Переключение передач осуществляется с помощью электроники или иных изделий автоматики, выполняющих эту функцию без помощи водителя, обеспечивая при этом практически непрерывную передачу момента.

    Вариаторная АКПП

    Подобную коробку часто называют просто вариатор. Принцип, используемый при его работе, известен с давних пор и основан на изменении диаметров шкивов, ведущего и ведомого, при различной их угловой скорости. Приведенный ниже рисунок позволяет лучше представить, как это происходит:

    Ведущий и ведомый валы связаны ремнем, расположенным на шкивах специальной конструкции. Каждый из них представляет собой конусы, обращенные друг к другу вершинами. Конусы могут сходиться и расходиться, изменяя диаметр шкива. Различное соотношение диаметров шкивов приводит к изменению величины момента, передаваемого между ними. Причем связь между шкивами не прерывается, и передача усилия ведется непрерывно. Фактически получается бесступенчатая передача момента, или автоматическая бесступенчатая коробка передач.

    Ремень может быть разного типа – клиновидный или цепной. В зависимости от передаваемого усилия и условий эксплуатации используется тот или иной вариант. Особенностью вариатора является то, что он не обеспечивает передачу реверсивного момента, поэтому для реализации режима движения заднего хода приходится применять специальные устройства.

    Несомненные достоинства вариатора – плавность и неразрывность при передаче усилия от двигателя к колесам.

    Роботизированная КПП

    Фактически это та же МКПП, только вместо водителя все операции (выжим сцепления и смену передач) выполняет робот (автомат).

    Управление такой коробкой осуществляется электроникой: по сигналам от датчиков определяется момент переключения, исполнительным устройством отсоединяется от мотора первичный вал, включается нужная передача, после чего первичный вал опять подсоединяется к двигателю. Для повышения эффективности работы подобной КПП стали использовать двойное сцепление.

    При таком подходе по разным валам разнесены шестерни, относящиеся к четным и нечетным передачам. Смена передач происходит за счет включения и отключения нужного сцепления. Такие коробки называются «преселективные», т.е. предваряющие выбор.

    Рассматривать работу любого отдельного типа АКПП можно долго, у каждой коробки есть недостатки и достоинства, но объединяет их одно – освобождение водителя от операций по переключению скоростей. Принцип работы рассмотрен выше, а уж выбирать, какая лучше, – дело лично каждого.

    thedifference.ru


  •