Информация Как работает динамик (громкоговоритель). Для чего нужен динамик


​Азы акустики для чайников: типы акустического оформления колонок. Для чего нужен динамик

Что такое динамик простыми словами? :: SYL.ru

Динамики, микрофоны, громкоговорители и другие аксессуары, выполняющие функцию воспроизведения звука, в последнее время пользуются большой популярностью среди многих поклонников музыки. Интерес у них вызывает не только их мощность и качество, но и сам принцип работы. В этой статье мы попытались простыми словами дать ответ на вопрос "Что такое динамик?" и объяснить то, как он работает. Если вам это действительно интересно, то рады вас приветствовать! Приготовьтесь, впереди вас ждет немало интересной информации!

Что такое динамик?

Динамик - это самый популярный звукоизлучатель из всех существующих. Его можно найти практически везде: в телевизорах, мобильных телефонах, планшетах, портативных компьютерах, наушниках, фотоаппаратах и т. д. Конструкция динамика, о которой мы подробно расскажем немного позже, проста как пять копеек. Как и любое другое устройство, она имеет свои плюсы и минусы. К достоинствам такой конструкции относятся:

  1. Хорошая передача низкочастотных звуков.
  2. Разнообразие размеров и форм.
  3. Надежность.
  4. Простота.

Но, как мы уже и говорили, здесь есть и свои минусы:

  1. Частые искажения сигнала.
  2. Нелинейность частотного отклика системы.

Как работает динамик?

Каким образом проходит звук через динамик? Кто-то может подумать, что принцип работы динамика очень сложен, но, на самом деле, его можно объяснить простыми и понятными всем словами.

Все мы с детства знаем, что если поднести друг к другу два магнита, то их противоположные полюса начнут притягиваться. Кто-то может сильно удивиться, но такое явление присутствует и в обычном динамике.

Главной деталью устройства является катушка, на которую намотана проволока. Когда через нее пускают электрический заряд, то в итоге получается электромагнит. Стоит добавить, что полярность получившегося магнита напрямую зависит от того, в какую сторону был пущен разряд.

Второй неотъемлемой частью динамика является постоянный магнит в форме кольца. Вышеупомянутую катушку засовывают в дыру этого колечка, а затем соединяют ее с мембраной всей конструкции. Как правило, в качестве мембраны выступает конус из бумаги или пластмассы.

Данная технология работает и в другом направлении. При раскачивании катушки поле постоянного магнита будет изнутри генерировать электронный разряд, направление которого будет меняться с частотой колебаний.

Контакты катушки принимают ток, его направление меняется под влиянием звуковых частот того или иного музыкального трека. Мембрана "выталкивает" воздух перед собой, таким образом создавая звуковые волны. Чтобы мембрана работала лучше, ее создают в виде конуса.

Акустическое оформление

Чтобы в полной мере понять, что такое динамик, нельзя обойти стороной тему акустического оформления.

Акустическое оформление - это детали, которые находятся вокруг динамика (если говорить проще, то это его корпус). Далеко не все уделяют ему должное внимание, а зря: от акустического оформления очень зависит итоговый звук, воспроизводимый динамиком.

Виды акустического оформления

  1. Закрытое. Динамик устанавливают в середине стенки полой коробки, которая зачастую состоит из пластика или дерева. Главным достоинством такой технологии является ее простота. Главным недостатком - низкий коэффициент полезного действия.
  2. Фазоинвертор. Динамик крепят по центру стенки полой коробки, которая, как правило, сделана из пластика или дерева, но с той лишь разницей, что под или над ним ставится трубка или создается отверстие. Для чего это необходимо? Содержимым этой трубки выступает заранее рас

auto21rus.ru

Как работает динамик — T&P

Иллюстрация: Максим Чатский

Если два магнита поднести друг к другу, то их магнитные поля начнут взаимодействовать и противоположные полюса магнитов будут притягиваться друг к другу. Все вы детстве играли с магнитами и видели, как это происходит.

Это явление и используется в аудио-динамике. Основная деталь динамика — катушка с намотанной на нее проволокой. Если по этой проволоке пустить ток, то получится электромагнит, причем его полярность зависит от того, в какую сторону пустить ток.

Вторая важная деталь — постоянный магнит в форме кольца. В дырку этого кольца помещают катушку и соединяют ее с мембраной колонки. Обычно мембрана — это бумажный или пластиковый конус.

Этот принцип работает и в обратную сторону. Если раскачивать катушку, то поле постоянного магнита будет создавать внутри нее электрический ток, который будет менять свое направление с частотой колебаний. Так что, если вы подключите наушники к аудио-входу своего компьютера, то получится микрофон.

На контакты катушки подается электрический ток, который меняет свое направление с той же частотой, что и частота звуковых колебаний той музыки, которую мы собрались слушать. От этого катушка превращается в магнит, полюса которого меняются местами с той же частотой, что и ожидаемый звук. Из-за этого она колеблется и передает свои колебания мембране.

Мембрана толкает воздух перед собой образуя звуковые волны. Точно так же образуются волны на воде, если толкать воду рукой в ванне. Для того, чтобы мембрана работала эффективнее, ее делают в виде конуса. Так же и в ванне, волны получаются больше, если толкать воду не прямой ладонью, а слегка согнутой.

theoryandpractice.ru

ПРИНЦИП РАБОТЫ ДИНАМИЧЕСКОЙ ГОЛОВКИ ( ДИНАМИКА )

ПРИНЦИП РАБОТЫ ДИНАМИЧЕСКОЙ ГОЛОВКИ

      Принцип работы динамической головки будет наиболее понятен, если головку собрать с самого начала, ПО ПОРЯДКУ.       Для этого потребуется кольцевой магнит с полюсами, расположенными с плоской стороны кольца:

      Магнитное поле в таком магните будет распологаться следующим образом:

      Теперь с задней стороны закроем магнит стальным, магнитомягким листом, круглой формы и диаметром равным, диаметру магнита

      Магнитное поле уже не будет излучаться в окружающую среду, а пойдет по стальному листу, который теперь выступает в роли магнитопровода:

      Таким же листом закроем магнит с передней части, только в этом листе должно быть отверстие, диаметр которого равен внутреннему диаметру магнита:

      Магнитное поле и с этой стороны замыкается, но магнитные линии внутри магнита нужно распередедить более равномерно, поэтому внуть вставим стальной цилиндр. Диаметр цилиндра должен быть меньше внутреннего диаметра магнита, причем разница в диаметрах зависит от конструктива используемой магнитной катушки. Введение цилиндра так же способствует концентрации магнитного в получившимся зазоре, покольку разрывает магнитопровод:

      Далее в зазор помещается катушка индуктивности, причем величина на которую катушка уходит внутрь магнитного зазора равна половине высоты катушки, т.е. катушка погружается ровно на половину своей высоты. Такое расоложение катушки необходимо для обеспечения одинакового хода катушки как внутрь магнитной ситемы, так и наружу:

      Теперь, если к катушке подключить источник напряжения, то катушка будет выталкиваться. если ее магнитное поле будет одной полярности с магнитным полем магнита:

или втягиваться, если ее магнитное поле будет противоположным магнитному полю магнита:

      Теперь закрепим катушку на жектском цилиндре, а его соединим с бумажным конусом:

      При движении катушки в магнитном зазоре это движение будет передавать конусу и тот будет вызывать механическое движение воздуха, т.е. появится звук. Конус называется дифузором и может быть выполнен не только из бумаги, но об этом несколько позже.       Катушка по сути ничем не закреплена, следовательно она может ударяться и о магнит и о стальной цилиндр, находящийся внутри магните и именуемый керном. Для того, чтобы исключить эту неприятность катушку фиксируют в простренсте при помощи центрирующей шайбы - спайдера, а с широкой стороны конуса, по периметру крепится дифузородержатель:

      И магнит, и дифузор крепятся к корзине - магнит либо приклеевается, либо прикручивается винтами. Диффузор приклеивается, точнее не диффузор, а диффузородержатель и спайдер:

      Со стороны диффузора остается отверстие и его нужно закрыть, чтобы избежать попадания внутрь пыли и мелкого мусора:

      Для этого используется защитный колпачок. Однако эта технологическая деталь выполняет еще одну функцию - она отвечает за воспроизведение высокочастотной составляющей звукового сигнала. Причина такого разделения труда чисто механическая. Для воспроизведения ВЧ сигнала необходима небольшая амплитуда, но слишном быстрое возвратно-поступательное движение дифузора. Если дифузор будет слишком тонким, значит он будет легким и решение воспроизведения вроде бы обеспечено. Однако если дифузор будет тонким он будет слишком мягким и не сможет полноценно воспроизводить НЧ составляющую, где необходимо использование всей площади дифузора. Дифузор попросту будет гнуться в середине:

      Поэтому производители идут на различные компромисы - сами дифузоры могут состоять из нескольких компонентов, например на пропитанную бумагу напыляется алюминий, а защитный колпачок делается из более жесткого материала, его форма изготавливается таким образом, чтобы обеспечить максимальную отдачу на ВЧ. В данном примере бумажный дифузор оснащен пластиковым, металлизированным защитным колпачком:

      Иногда, чтобы еще больше усилить отдачу динамической головки на ВЧ используют защитные колпачки в виде рупора, выполненного из бумаги, но пропитанного более жесткой пропиткой и высушенного под бОльшим давлением:

      Осталось подключить катушку дифузора к клеммам, и делается это многожильным, мишурным проводом, устойчивым к многократным перегибам:

      Обычно вывода катушки тянутся по диффузору примерно до середины его диаметра и запаиваются в специально заштампованные в диффузор клеммы-заклепки. К этим клемма и подпаивается один конец мишурного провода, а второй подпаивается к установленной на корзине клеммной колодке. К колдке подпаиваются, или подключаются через специальные самозажимные клеммы провода, идущие на клеммы, установленные на корпусе АС.

     

      Динамические головки работающие во всем диапазоне звуковых частот называются широкополосными и при их производстве приходится решать множество проблем, позволяющих действительно получить более-менее линейную АЧХ. Однако есть еще один вариант решения проблемы воспроизведения всего звукового диапазона - использование нескольких динамических головок:

      Каждая динамическая головка предназначена для воспроизведения только своего частотного диапазона, а акустические системы, использующие такие головки называются многополосными. Большие динамические головки в таких системах отвечают за воспроизведение НЧ и СЧ диапазона, их паспортная мощность значительно превышает мощность маленьких головок, отвечающих за воспроизведение СЧ и ВЧ диапазона. Разделение сигнала, подаваемого на головки призводится либо пассивными фильтрами, устанавливаемыми внутри акустической системы, либо фильтры ставятся до усилителей мощности, но в этом случае требуются бОльшие затраты, поскольку для каждой динамической головки требуется свой усилитель. Разумеется, что у каждого из способов есть свои плюсы и свои минусы.      При использовании пассивных фильтров возникают проблемы согласовани динамиков по фазе, но общий комплект получается значительно проще и дешевле. При использовании отдельных усилителей для каждого диапазона с фазировкой проблемы решаются проще, но довольно ощутимо возрастает стоимость комплекса.      Ну теперь принцип работы динамической головки должен быть понятен полностью - при подаче переменного напряжения с усилителя мощности катушка то втягивается, то выталкивается из магнитного зазора, а поскольку она жестко соединена с дифузором, то он повторяет все ее движения вызывая движение воздуха с той же частотой, что и подаваемое с усилителя напряжение:

      Осталось выяснить лишь некоторые нюансы, которые лишь на первый взгляд кажутся второстепенными.       Прежде всего следует поговорить о "полостности" акустических систем.существует мнение и оно довольно популярно среди начинающим паяльщиков и рядовых обывателей, что чем больше полос на акустической системе, тем лучше.       Из вышенного сказанного следует, что прежде всего частотный диапазон зависит от материала дифузора, а так же ситемы его крепления, следовательно, если производитель не стал беспокоится о закупке хорошего сырья для изготовления дифузоров, а пошел по пути разрезания звукового диапазона на 4-5 частей, то уже можно смело говорить о том, что сырье для акустической ситемы было собрано уж если не на мусорке, то совсем не далеко от нее. Главная проблема многополосных акустических систем (АС) это соблюдение фазы звукового сигнала, а для этого уже требуется не примитивный набор конденсаторов, который обычно йстанавливается в подобных многополосных АС, а серьезный набор фильтров с множеством катушек индуктивностей и конедесаторов. В результате получается звуковая каша с совсем низкой дитализацией, поскольку довольно часто получается, что дифузоры двух соседних дианазонов работают в противофазе, чем обеспечивают коверканье не только фазовых характеристик АС, но и провалы на частотных.      Наиболее оптимально разделение звукового диапазона на 2-3 полосы. В первом случа большая динамическая головка воспроизводит НЧ-СЧ, т.е. от 20 Гц до 6...8 кГц, а маленькая динамическая головка воспроизводит только ВЧ, т.е. от 6...8 кГц до 20 кГц. На каком участке звукового диапазона делать деление определяет уже производитель и отталкивается от того насколько высокочастотный сигнал способна воспроизводить бОльшая динамическая головка. При разделении звукового диапазона на 3 части бОльшая головка воспроизводит только НЧ сигнал, среднаяя - среднюю частоту, а самая маленькая, именуемая часто пищалкой - высокую частоту. Разделение частотного диапазона так же остается за производителем.

      Однако, для орентирования какой динамик какой частотный диапазон воспроизводит используется следующее делениезвукового диапазона:            20-40Гц – нижний бас 40-80Гц – бас            80-160Гц – верхний бас            160-320Гц – нижний мидбас            320-640Гц – мидбас            640-1.280Гц – верхний мидбас            1.28-2.56кГц – нижняя середина            2.56-5.12кГц – середина            5.12-10.24кГц – верхняя середина            10.24-20.48кГц - верх      Кроме частотного диапазона у динамической головки есть еще один не маловажный параметр - чувствительность, которая выражается в дБ. Зависит этот параметр так же от используемых технологий, в частности от массы дифузора, жесткости центрирующей шайбы и дифузородержателя, а так же магнитной силы самого магнита.      Масса дифузора зависит от используемого для его изготовления материала, который должен обеспечивать достаточную жесткость и в тоже время весить как можно меньше. Решая эту проблему производители идут на всевозможные ухищрения - и кивларовые покрытия, и карбон, и напыление алюминия. Так же используются всевозможные материалы для центрирующей шайбы и дифузородержателя - всевозможные резины, дермантины, пропитанные паралоны. Однако как бы там ни было у динамиков с большой чувствительностью всегда будет бОльшая цена, поскольку для их изготовления требуются дорогие материалы и при подачи одной и той же мощности они будут звучать громче.      Тоже самое касается и магнитной системы - большой магнит это совсем не показатель качества, ведь намагнитить можно и гайку от колеса паравоза, однако полноценным магнитом она не станет. Для примера возьмем неодимовые магниты - при небольших габаритах они обеспечивают магнитный поток, который измеряется десятками киллограмм. Сила магнитов для акустических систем измеряется в граммах, но это не значит, что сам магнит именно столько весит. Если совсем упростить процедуру измерения магнитной силы, то магнит "клеится" к ровному стальному листу, а затем бизменом отрывается. Сколько кг покажет бизмен в момент отрыва - такая магнитная сила у магнита. Однако этот параметр на динамических головках указывается крайне редко - все выводы о чувствительности делаются из указанного параметра в дБ.

      Наиболее ярким примером заблуждений на этот счет служит высказывание рядовых потребителей о том, что некоторые колонки, даже известных производителей "запирают", т.е. на максимальной громкости имеют место быть ярковыраженные искажения, поэтому покупая автомобильный магнитофон серьезного производителя они покупают к магнитофону акустику типа "Домотек", "Евротек" или еще какой нибудь "Г@внотек" с пластмассовым дифузором и дифузородержателем, сделанным из отходов сапожно-галошной фабрики. Эти колонки не "запирают", да они и не могут "запирать" - при чувствительности в 65-70 дБ они не способны воспроизвести резкоменящийся сигнал, который возникает при клиппинге - когда расчетная величина выходного напряжения выше напряжения питания. Они не способны даже на среднюю детализацию музыкального фрагмента, не говоря уже о возможности полноценно отыграть загоняемые в них 14...16 Вт.      С другой стороны мало кто отдает отчет о том, что максимальный сигнал на выходе автомобильных магнитофонов и ресиверов достигается при среднем положении регуляторов тембра. Стоит повысить уровень НЧ на 6 дБ, т.е. в 2 раза, как на 3/4 от максимальной громкости уже появятся ярковыраженные искажения - это клиппинг, т.е. амплитуда сигнала получается больше напряжения питания. Более подробно о клиппинге и загадочных дБ несколько позже.      Иногда производитель, не имея возможности приобрести более сильные магниты, но имея желание получить хорошую чувствительность применяет склеивание магнитов и это говорит лишь о честности производителя, но ни как о его халтуре:

      Не маловажным технологическим приемом является использование различных материалов и технологий для изготовления корзины. Наиболее популярными являются литые и штампованные корзины. Разумеется, что наиболее жесткими являются конструкции из литого под давлением алюминиевого сплава и для мощных динамических головок это довольно актуально - нужно не только толкать тяжелый дифузор, но еще и гасить инерционные силы, которые неизбежно возникают при движении дифузора, поэтому литые корзины предпочтительней:

      Однако сказать, что динамические головки с штампованной корзиной ни на что не пригодны тоже будет не верно - среди них есть и весьма шикарные представители своего класса:

      Динамические головки для СЧ и ВЧ диапазонов тоже довольно разнообразны. Так же могут использовать и штампованные, и литые корзины, а могут быть и заключены в рупор - для большей отдачи:

      Остается упомянуть еще об одной технологической хитрости - чтобы улучшить связку магнитных потоков между магнитом и катушкой увеличивают диаметр катушки, о чем производитель не забудет упомянуть.Зачастую, чтобы облегчить вес катушки используют более тонкий провод, что приводит к нагреву катушки. Чтобы исключить ее перегрев в керне делают специальное вентиляционное отверстие, позволяющее свободно циркулировать воздуху внутри магнитной системы и охлаждать катушку:

      Осталось рассмотреть только собственный голос динамической головки. Нет, это не опечатка - у каждого динамика есть свой собственный голос. Дело в том, что дифузор не может мгновенно переместится из одной точки в другую и там остановится - не даст инерция. Следовательно эта самая инерция будет влиять и на звук, поскольку звук формирует дифузор. Для примера подадим на катушку постоянное напряжение, дифузор переместится на определенное расстояние, определяемое поданным напряжением. Теперь, если резко снять прилагаемое напряжение, то дифузор начнет стремится к своему первоначальному состоянию, но проскочив его по инерции сделает небольшой ход в противоположном направлении, и снова предпримет попытку вернуться на первоначальное положение, но опять, по инерции "проскочит" его, конечно же на гораздо меньшее расстояние, но проскочит. Таким образом при резком снятии напряжения возникает некоторый колебательный процесс, который собственно можно назвать персональным голосом динамической головки. Частота, на которой будут происходить колебательные процессы является частотой собственного резонанса динамической головки, а скорость затухания этих колебаний называют "водопадом":

      Так же инерция влияет на фазовые характеристики динамической головки - если дифузор слишком тяжелый, то фаза будет отставать. Поэтому для самостоятельного изготовления лучше выбирать АС либо с широкополосными динамиками, либо на 2 полосы, ну в крайнем случае на 3, и уж ни в коем случае на 4 - шансы на удачный подбор динамических головок по всем параметрам для всех полос снижаются в геометрической прогрессии.      Инерция так может сослужить другую медвежью услугу при использовании корректора Линквица - делая большой выброс на частоте резонанса НЧ динамиков всегда есть шанс получить проблему. Катушка получает слишком большую амплитуду и ударяется о магнитную систему. На слух это можно сразу не услышать, а вот разбить катушку можно буквально за 10-15 минут и как следствие - клин дифузора.      Мощность акустической ситемы это показатель мощности, при превышении которой есть шанс вывести АС из строя, но ни как показатель мощности как таковой, означающий, что подавая на АС 2 вольта переменного напряжения Вы получите 200 Вт на АС расчитанной на 200 Вт. Мощность АС должна быть выше мощности усилителя на 20-25%, чтобы обеспечить запас на пик фактор и не выйти из строя в случае возникновения клиппинга.      При использовании слишком мощных АС и слабого усилителя отдача АС довольно заметно снижается, поскольку для мощных динамических головок используются очень жесткие материалы, а вес диффузора достаточно велик. В результате динамик делает вид, что он что то воспроизводит, поэтому перед началом строительства комплекса лучше еще несколько раз подумать какую мощность Вам все таки нужно.      Довольно часто возникает вопрос - какие динамические головки выбрать - автомобильные или для стационара. Ответ на этот вопрос кроется в самом названии динамических головок - АВТОМОБИЛЬНЫЕ, т.е. для автомобиля, имеющие повышенную влагостойкость, пылезащищенность, более низкую чувствительность, чтобы обеспечить малую реакцию дифузора на дрожание кузова автомобиля, несущегося по дороге. И уж не сомневайтесь - производитель не забудет за все эти дополнения взять деньги. С другой стороны - автомобильные динамики гораздо доступней. Поэтому следует соизмерить транспортные расходы на покупку более дешевых динамиков для стационарной АС и имеющихся в продаже, через дорогу, автомобильных. Было бы не справдливо умолчать еще об одном нюансе - для увеличения звукового давления динамические головки для стационарной АС конструктивно выполняются с большим дифузором. В автомобиле габариты ограничены, поэтому для создания точно такого же звукового давления увеличивается амплитуда хода диффузора. Поэтому, при выборе динамических головок следует давать поравку на габариты акустической системы, а так же на то, как часто планируется выносить ее на улицу.

      Напоследок еще небольшая напоминалка - если есть возможность потратить несколько бОльшую сумму на акустическую систему, то основной упор лучше сделать на качество АС, а не на максимальную мощность - все равно громче этого вряд ли получится:

      Да и само акустическое оформление, т.е. конструкция АС играет далеко не последнюю роль. Более подробно об акустическом оформлении ЗДЕСЬ.   

Адрес администрации сайта: [email protected]   

НЕ НАШЕЛ, ЧТО ИСКАЛ? ПОГУГЛИ:

              СТРОКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ПОИСКА

soundbarrel.ru

Как работает динамик (громкоговоритель).

Как работает динамик (громкоговоритель).​

Рассмотрим как работает динамик (громкоговоритель). Поймём основные принципы работы динамика (громкоговорителя) и задействованные при этом движущие силы.

Принцип работы динамика (динамической головки) будет наиболее понятен, если головку собрать с самого начала.Для этого потребуется кольцевой магнит с полюсами, расположенными с плоской стороны кольца: ​Магнитное поле в таком магните будет располагаться следующим образом: ​Теперь с задней стороны закроем магнит стальным листом, круглой формы и диаметром равным, диаметру магнита ​ Магнитное поле уже не будет излучаться в окружающую среду, а пойдет по стальному листу, который теперь выступает в роли магнитопровода: ​Таким же листом закроем магнит с передней части, только в этом листе должно быть отверстие, диаметр которого равен внутреннему диаметру магнита: ​Магнитное поле и с этой стороны замыкается, но магнитные линии внутри магнита нужно распределить более равномерно, поэтому внутрь вставим стальной цилиндр. Диаметр цилиндра должен быть меньше внутреннего диаметра магнита, причем разница в диаметрах зависит от конструктива используемой магнитной катушки. Введение цилиндра так же способствует концентрации магнитного в получившимся зазоре, поскольку разрывает магнитопровод: ​Далее в зазор помещается катушка индуктивности, причем величина на которую катушка уходит внутрь магнитного зазора равна половине высоты катушки, т.е. катушка погружается ровно на половину своей высоты. Такое расположение катушки необходимо для обеспечения одинакового хода катушки как внутрь магнитной системы, так и наружу: ​Теперь, если к катушке подключить источник напряжения, то катушка будет выталкиваться. если ее магнитное поле будет одной полярности с магнитным полем магнита: ​или втягиваться, если ее магнитное поле будет противоположным магнитному полю магнита: ​Теперь закрепим катушку на жестком цилиндре, а его соединим с бумажным конусом: ​При движении катушки в магнитном зазоре это движение будет передавать конусу и тот будет вызывать механическое движение воздуха, т.е. появится звук. Конус называется диффузором и может быть выполнен не только из бумаги.

Катушка по сути ничем не закреплена, следовательно она может ударяться и о магнит и о стальной цилиндр, находящийся внутри магните и именуемый керном. Для того, чтобы исключить эту неприятность катушку фиксируют в пространстве при помощи центрирующей шайбы:

​И магнит, и диффузор крепятся к корзине - магнит либо приклеивается, либо прикручивается винтами. Диффузор приклеивается к корзине через подвес: ​Со стороны диффузора остается отверстие и его нужно закрыть, чтобы избежать попадания внутрь пыли и мелкого мусора: ​Для этого используется защитный колпачок. Однако эта технологическая деталь выполняет еще одну функцию - она отвечает за воспроизведение высокочастотной составляющей звукового сигнала. Причина такого разделения труда чисто механическая. Для воспроизведения ВЧ сигнала необходима небольшая амплитуда, но слишком быстрое возвратно-поступательное движение диффузора. Если диффузор будет слишком тонким, значит он будет легким и решение воспроизведения вроде бы обеспечено. Однако если диффузор будет тонким он будет слишком мягким и не сможет полноценно воспроизводить НЧ составляющую, где необходимо использование всей площади диффузора. Диффузор попросту будет гнуться в середине: ​Поэтому производители идут на различные компромиссы - сами диффузоры могут состоять из нескольких компонентов, например на пропитанную бумагу напыляется алюминий, а защитный колпачок делается из более жесткого материала, его форма изготавливается таким образом, чтобы обеспечить максимальную отдачу на ВЧ. В данном примере бумажный диффузор оснащен пластиковым, металлизированным защитным колпачком: ​Иногда, чтобы еще больше усилить отдачу динамической головки на ВЧ используют защитные колпачки в виде рупора, выполненного из бумаги, но пропитанного более жесткой пропиткой и высушенного под бОльшим давлением: ​Осталось подключить катушку диффузора к клеммам, и делается это многожильным, мишурным проводом, устойчивым к многократным перегибам: ​Обычно выводы катушки тянутся по диффузору примерно до середины его диаметра и запаиваются в специально заштампованные в диффузор клеммы-заклепки. К этим клеммам и подпаивается один конец мишурного провода, а второй подпаивается к установленной на корзине клеммной колодке. К колодке подпаиваются, или подключаются через специальные самозажимные клеммы провода, идущие на клеммы, установленные на корпусе АС.

clippu.net

Как устроен акустический динамик

В любой акустической системе присутствуют динамики, а так же ряд комплектующих, приспособленных для стабильной и корректной работы всей системы. Не зная предназначения и конструктивных особенностей её составляющих, сделать удачную «звуковую» покупку будет сложно.

Независимо от того являетесь ли вы активным слушателем музыки или заправским звукорежиссером, нижеприведенный материал поможет рассмотреть динамик акустической колонки изнутри.

Итак, начнем.

Официальное название динамика — динамический громкоговоритель. Согласитесь, звучит как-то по СССР-овски. Ну, да ладно. Так из чего он состоит? Давайте рассмотрим.

1. Диффузор. Самый заметный элемент любой музыкальной колонки (95 % её лицевой стороны занимает диффузор). Он предназначен для возбуждения звуковых волн в окружающем воздухе. Собственно говоря, эта круглая штука и воспроизводит звук.

Чаще всего диффузор изготовляют из картона или каких-либо бумажных прессованных материалов пропитанных специальным составом для уменьшения износа. На дорогих моделях можно повстречать диффузор из резины или кевлара, иногда используются смешанные материалы.

2. Катушка. Проволочкой в лаковой изоляции катушка обматывается в два слоя и крепится специальным клеем к каркасу.

Слабый или ветхий динамик перегружать не стоит, так как в случае некачественной сборки катушки, существует риск обрыва витков проволоки, которые будут свисать внутри колонки, и создавать дополнительные шумы на выходе.

Если динамик старый, то, скорее всего, он умрёт. В этом случае, некоторые радиолюбители и меломаны перематывают звуковую катушку, с целью продлить жизнь динамику, однако никакая перемотка не в состоянии вновь выдать качественный звук.

3. Магнит. Он создаёт магнитное поле, в котором оказывается катушка. От высоты магнитного поля зависит громкость динамика. Поэтому, при выборе динамика обратите внимание на размер магнита с задней стороны — чем он больше — тем лучше.

При разборке магнита, падении, ударе или повышенной температуре характеристики динамика могут значительно ухудшиться. Дабы усилить магнитное поле «юные электроники» иногда наматывают на магнит дополнительную катушку. Однако дополнительная катушка требует и дополнительного источника питания, о чем те самые «электроники» часто забывают.

4. Гофр. Своеобразные «волночки» по краям диффузора называются гофром. Гофр является местом склейки с металлическим держателем диффузора (рамой). Гофр — логическое продолжение диффузора и изготавливается либо из того же материала что и диффузор, либо из латекса или пенополиуретана.

Глядя на работающий динамик, мы можем наблюдать, как диффузор дрожит и дергается под влиянием проходящих через него звуковых волн. Так вот, благодаря гофру и создается такая вибрация. Таким образом, гофр предохраняет диффузор от разрыва и отклеивания от рамы.

Во избежание возможных обрывов и «левых колебаний» гофр смазывают специальными жидкостями.

5. Керн. Керн — это сердечник в центре катушки. Он прячется за кружком в центре динамика и передаёт магнитное поле внутрь катушки.

6. Выводы катушки. Почти на каждом динамике можно увидеть две засохшие черные капли, вытекающие из цента — это выводы катушки.

Изготавливаются они из перемешанных медных и шёлковых тонких нитей. Выводы не должны мешать движению диффузора. Плохо припаянные к контактным лепесткам выводы под постоянным колебанием диффузора могут оборваться.

7. Рама (каркас). Она предназначена для крепления на нее диффузора со всеми его составляющими. В дешевых акустических системах рама изготавливается из тонких штампованных металлических листов, а в дорогих — из алюминиевых сплавов.

Образно выражаясь, рама — это скелет всей системы динамика. Она может быть цельной и закрытой у дорогих моделей, или с прямоугольными просветами — у более дешевых. По каркасу можно сразу судить о производителе и качестве всего динамика в целом.

Вот то немногое, что стоит знать о конструкции любого динамика. Желаем успехов в покупке «идеального звука»!

_______________________

При копировании материала ссылка на сайт www.as-workshop.ru обязательна!

www.as-workshop.ru

Устройство динамика. Громкоговоритель.

Устройство динамика. Громкоговоритель.

Устройство динамика, сабвуфера. Громкоговоритель — устройство для преобразования электрических сигналов в акустические и излучения их в окружающее пространствоСегодня в разделе Теория Автозвука, мы постараемся вместе разобраться, как устроен мотор сабвуфера (магнитная система и звуковая катушка), а так же узнаем с какими сложностями сталкиваются производители при проектировании магнитной системы и звуковой катушки сабвуфера.

Основа привода динамика осталась практически без принципиальных изменений со времен выдачи первого патента в 1925 г. Пять основных частей привода неизменны и незыблемы: магнит, полюсный наконечник, передний и задний магнитопроводы и звуковая катушка. Задача первых четырех элементов – создать по возможности мощное магнитное поле и сконцентрировать его в зазоре между полюсным наконечником и верхним магнитопроводом. А «пятый элемент» – звуковая катушка, обязан в этом поле двигаться при протекании по обмотке тока. Все вроде бы просто. Однако подробностей за эти годы выяснилось немало.

​Самая консервативная часть привода – материал магнитопроводов. Ничего, кроме магнитомягких материалов, а проще говоря – отожженной малоуглеродистой стали, почти чистого железа, здесь не применяется. С материалами для магнитов колдовали долго, вначале перепробовав разнообразные литые магниты из специальных сплавов, а затем, с разработкой ферритовых композиций, вопрос практически закрылся. Металлические магниты теперь применяются практически исключительно в пищалках, где масса магнита мала и можно использовать значительно более эффективные редкоземельные сплавы – почти всегда на основе неодима. Крупных магнитов из неодимовых сплавов не делают лишь потому, что элемент этот в самом деле редкий, и большая часть выпуска идет, на изготовление микродвигателей. ​Момент истины в проектировании привода – как обеспечить эффективное взаимодействие магнитного поля и звуковой катушки, которая в него погружена. Геометрия и пропорции рабочего зазора магнитной системы и звуковой катушки – необъятный простор противоречий и компромисов. Основной параметр, определяющий результаты этого взаимодействия – так называетмый силовой фактор B x L, часто приводимый в технических характеристиках породистых динамиков. Силовой фактор – произведение индукции в зазоре на длину провода звуковой катушки, находящуюся в пределах этого зазора. Чем больше силовой фактор, тем более контролируемым становится движение диффузора и тем больше его электрическое демпфирование. Ясно, что чем массивнее магнит, тем силовой фактор будет больше, поскольку будет больше индукция. Но последняя величина зависит также и от размеров зазора: чем шире кольцевая щель в магнитной системе, чем она большего диаметра и чем она глубже (чем толще верхний магнитопровод), тем меньше будет индукция в зазоре, поскольку магнитное поле окажется «размазанным» в пространстве. Сделать зазор узким, маленьким и неглубоким – и негде будет поместить звуковую катушку, намотанную достаточно толстым проводом. Уменьшить сечение провода – возрастет сопротивление и упадет отдача. И так далее. А если принять во внимание, что диаметр звуковой катушки небезразличен и для поведения диффузора, ситуация еще усложняется. ​Существует два основных типа геометрии звуковой катушки в зазоре: короткая катушка и длинная катушка. Длинной звуковая катушка по длине существенно превышает глубину зазора в магнитной системе и в каждый момент «работает» только часть витков, находящаяся в пределах его глубины. Эта часть, а следовательно, длина пповода, находящаяся в зазоре, будет оставаться неизменной пока внутрь зазора не войдет край катушки. Динамик считается работающим в линейном диапазоне перемещений диффузора, именно до этого момента. То, насколько катушка длиннее зазора и будет определять максимальный линейный ход диффузора – знаменитый X max. ​Но, поскольу только те витки, что попали «в поле» реально работают, плотность намотки стараются сделать наибольшей и именно за этим придумали в свое время ленточную намотку плоским проводом, уложенным на ребро. Сейчас многослойные катушки, выполненные обычным круглым проводом, мирно уживаются с однослойными ленточными, а высший пилотаж в смысле плотности намотки показала датская компания Dynaudio, которая использует провод шестиугольного сечения, полностью заполняющий медью сечение обмотки. В результате, правда, каждую звуковую катушку наматывают вручную в течение 30 минут (по норме), что потом соответственно отражается в цене готовой продукции. ​Привод с длинной звуковой катушкой применяется в подавляющем большинстве сабвуферных динамиков и любим производителями за возможность получить большую индукцию в коротком зазоре, сделать звуковую катушку большой и хорошо охлаждаемой, получить большой ход дифузора. Короткая катушка в пределах линейного диапазона находится полностью внутри магнитного зазора. Сам зазор при этом приходится делать длиннее, а катушку – короче, поэтому типичные значения силового фактора B x L у таких динамиков – меньше. Казалось бы, при таких делах можно эту конструкцию и похоронить, но именно она обеспечивает наименьшие искажения при больших ходах диффузора.

Типичная картина изменения силового фактора со смещением звуковой катушки для двух типов привода выглядит следующим образом:

​У длинной звуковой катушки поведение в пределах линейной области пристойное, а за его пределами – значение силового фактора (а, значит, вносимые искажения) меняется довольно плавно. При выходе короткой катушки из зазора искажения нарастают быстро, зато пока этого не случилось, линейность – идеальная.

Здесь есть одна тонкость: различные сочетания длины звуковой катушки и глубины зазора определяют разное поведение динамика на границе его линейного диапазона (и за ней). Возьмем два динамика – у одного глубина зазора (толщина верхней плиты магнитной системы 8 мм, а длина звуковой катушки – 12 мм. У другого – 4 мм и 8 мм соответственно. Максимальный рабочий ход диффузора у обоих будет одинаковым – 2 мм (12-8)/2 = (8-4)/2 = 2.

Однако у первого, с большим отношением глубины зазора к X max за пределами линейного диапазона, нелинейность будет нарастать относительно плавно, а второй = захрипит уже при незначительном превышении X max. Так что есть прямой смысл смотреть не только на величину X max из документации, но и на толщину переднего магнитопровода на самом динамике – чем больше, тем лучше.

​Другой источник искажений, определяемых конструкцией привода – его ассиметрия. В идеальном случае сила, действующая на звуковую катушку при движении в одну и другую сторону, то есть внутрь магнитной системы и наружу, должны быть одинаковы по величине. Не будет этого – искажения сигнала неизбежны. Для этого магнитное поле, создаваемое в зазоре, должно быть максимально симметричным. Так бы оно и случилось, без особых ухищрений, если бы все магнитное поле оказывалось в зазоре. На деле этого не происходит и силовые линии поля «выплескиваются» из зазора и образуют поле рассеяния. Но, поскольку выше зазора – воздух, а ниже – сталь полюсного наконечника, рассеяние происходит существенно несимметрично. ​Чтобы как-то навести симметирию, некоторые фирмы применяют более сложную геометрию рабочего зазора магнитной системы. Некоторые, например, просто удлинняют полюсный наконечник (в сабвуферах Kicker, например, очень это любят) ​В результате магнитная обстановка сверху и снизу существенно выравнивается, но дается это в результате увеличения общего рассеяния – силовые линии «лезут» вверх по стволу удлинненного полюсного наконечника, а место им – в зазоре, все остальное – нежелательные побочные поля. Для компенсации возросшего рассеяния приходится ставить более мощные магниты. Другие фирмы идут «от противного» и уменьшают рассеяние ниже магнитопровода, для чего полюсный наконечник делается ступенчатым. ​Более «тощий» ствол замыкает на себя меньше силовых линий и они поневоле скапливаются в зазоре, но возрастает общее магнитное сопротивление системы и падает индукция в зазоре. Вообще, магнитное сопротивление стараются сделать возможно меньшим, для этого часто полюсный наконечник выполняют заодно с нижним магнитопроводом, чтобы не было лишнего стыка, хотя это намного хлопотнее, чем сделать их по отдельности и соединить при сборке. Еще одно, довольно эфективное, но не очень распространенное решение – полюсный наконечник с выемкой, можно найти в довольно пафосных марках динамиков. Здесь, помимо усложнения технологии, возрастает чувствительность к разбросу характеристик магнита, поэтому менее притязательные изготовители головок на такое решение идут неохотно. ​Особняком стоят радикальные решения – вывернутые «наизнанку» магнитные системы, у которых магнит – внутри звуковой катушки, а все, что вокруг – магнитопровод, замыкающий магнитную цепь. ​Такие «обращенные» магнитные системы сделаны главным образом для того, чтобы улучшить линейность работы диффузора, а с точки зрения их функционирования как «мотора» – сплошная головная боль для разработчиков – оттого они и редки.Привод динамика, как любая машина постоянного тока – обратим, то есть одновременно работает и как своего рода трансформатор. При движении звуковой катушки в мощном магнитном поле в ней наводится ЭДС и протекает ток, поскольку катушка закорочена практически нулевым выходным сопротивлением усилителя. Этот ток приводит к модуляции магнитного поля в зазоре, а поскольку звуковая катушка то «надета» на полюсный наконечник, то вылезает наружу, характер этой модуляции тоже ассиметричен и приводит к дополнительным искажениям. Для снижения этих нежелательных эффектов необходимо сделать так, чтобы, оставаясь эффективным двигателем, привод динамика перестал быть эффективным трансформатором. Известно, что злейший враг трансформатора – короткозамкнутые витки. Вот их-то и поставили на службу обществу в усовершенствованных магнитных системах. Чаще всего такие короткозамкнутые витки делаются в виде покрытия медью верхнего торца полюсного наконечника, ​установки медного (реже – алюминиевого) наконечника… ​…или с помощью так называемого «стабилизатора магнитного потока» – проводящего кольца, установленного у основания полюсного наконечника, подобная конструкция замечена в сабвуферах марки Fi Audio. ​Побочным эффектом от короткозамкнутых витков в различных вариантах является уменьшение индуктивности звуковой катушки, из-за влияния которой с повышением частоты растет импеданс сабвуфера. Поэтому косвенно о наличии описанных устройств в конструкции динамика можно судить по величине индуктивности звуковой катушки. Если величина этой индуктивности 5-6 дюймового мидбаса не превышает 0,3-0.4 мГн, а у сабвуферов 10 – 12 дюймов 0,6-1,0 мГн, можно дать голову на отсечение, что создатели динамика позаботились о стабилизации потока, за что им можно быть только признательными.

clippu.net

Для чего нужен селектор динамиков в аудио системе?

Как удобно иметь возможность включать любимую музыку в любом месте дома! С помощью простого устройства, селектора динамиков, можно распределять аудио на отдельно стоящие, встроенные в стены или потолок динамики. 

Что такое селектор динамиков?Селектор динамиков это устройство, которое принимает аудио сигнал, поступающий от ресивера или усилителя, и направляет этот же сигнал на две и более пар динамиков. Селектор динамиков обычно пассивное устройство, которое использует мощность ресивера или усилителя для питания подключенных пар динамиков. Большинство селекторов динамиков позволяют подключать от двух до шести пар динамиков. 

Как работает селектор?Селектор динамиков располагается между ресивером и динамиками и распространяет аудио сигнал на все динамики. Принцип работы устройства предельно прост. Как видно из диаграммы, достаточно подключить выходные терминалы ресивера или усилителя к селектору. Затем к селектору подключается каждая пара динамиков. Все подключения осуществляются с помощью акустического кабеля. 

Для активации определенных динамиков достаточно нажать кнопку на передней панели, соответствующую паре динамиков. Большинство селекторов динамиков поставляются с комплектом ярлыков, которые можно наклеить на кнопки для определения, какая пара динамиков находится на кухне, в гостиной и т.д. Маркировка в этом случае является очень удобной функцией. 

Рекомендации по установкеЕсть несколько вещей, на которые следует обратить внимание при установке селектора. Прежде всего нужно учесть следующее:-выходная мощность ресивера или усилителя-сопротивление усилителя-размер акустического кабеля.

Выходная мощность ресивера или усилителяОбщим правилом для большинства селекторов динамиков является то, что им "не нравятся" мощные усилители. Поэтому следует тщательно проверить мощностной потенциал селектора. Некоторые модели рассчитаны на мощность только до 60 Вт/канал, другие до 100 Вт/канал, а третьи до 120 Вт/канал.  В любом случае, не стоит автоматически предполагать, что все селекторы динамиков рассчитаны на работу со всеми ресиверами и усилителями.

Проверяйте выходную мощность вашего ресивера или усилителя при нагрузке 8 Ом. Большинство селекторов работают при нагрузке именно 8 Ом. Соответствующая нагрузка позволит правильно выбрать селектор. 

Примечание относительно ламповых усилителей: если вы планируете использовать селектор динамиков с ламповым усилителем, нужно учесть некоторые дополнительные особенности. Почти все ламповые усилители должны иметь постоянную нагрузку. Производители селекторов динамиков могут порекомендовать либо оставлять одну пару динамиков все время включенной, либо подключить пятиваттный резистор на выходе лампового усилителя параллельно с переключателем. В инструкции к селектору динамиков должны быть даны подробные рекомендации об использовании ламповых усилителей с селектором динамиков.

Сопротивление усилителяИтак, вы знаете мощность своего ресивера или усилителя. Теперь пришло время выяснить, какое сопротивление он может вынести. Это, возможно, самый сложный вопрос в использование селектора громкоговорителя. Попробуем его упростить.

Так как планируется использовать несколько пар динамиков вместе с вашим ресивером или усилителем, необходимо убедиться, что ресивер работает стабильно при соответствующей нагрузке, которая считается в Ом. 

Чтобы рассчитать суммарное сопротивление, необходимо знать номинальное сопротивление каждого динамика. Большинство современных динамиков имеют сопротивление 8 Ом или 6 ом. Однако, встречаются динамики с сопротивление 4 ом и даже ниже.

Зная уровень сопротивления каждой пары динамиков, можно рассчитать общее сопротивление. Производители селекторов динамиков обычно предоставляют рекомендации для расчета сопротивления нагрузки. Основной принцип состоит в том, что чем больше подключено пар динамиков, тем меньше значение общего сопротивления системы. Например, если вы подключаете две пары динамиков с сопротивлением 8 Ом, сопротивление падает до 4 ом. Если же подключены две пары динамиков с сопротивлением 4 Ом, сопротивление системы падает до 2 Ом. Правильно рассчитанная нагрузка имеет решающее значение, так как большинство ресиверов и даже большинство усилителей не могут управлять нагрузкой менее 4 ом. 

Для упрощения расчета большинство производителей предоставляет таблицы и диаграммы, которые мгновенно покажут общую нагрузку.  

Так как несколько динамиков увеличивают нагрузку сверх пропускной способности многих ресиверов и усилителей, многие производители компенсируют это, размещая кнопку "protection" ("защита"). Стоит активировать защитную схему, когда общее сопротивление системы падает ниже 4 Ом. 

Тип и размер используемых проводовПрежде чем тратить много денег на дорогие кабели, следует учесть, что большинство селекторов динамиков для подключения проводов динамиков имеют либо пружинный дизайн либо винты. Поэтому традиционные разъемы типа "банан" и "лопатка" не подойдут. Какие бы вы провода не выбрали, они должны быть оголенными на конце, подключаемом к селектору.

При покупке акустического кабеля, обратите особое внимание на размер или толщину провода. Пружинной и винтовой конструкции  подходят провода размером 14 или 16 (чем меньше число, тем толще провод). Крайне редко селекторам динамиков могут подходить провода размером 12.

Тщательно ознакомьтесь со спецификацией селектора динамиков, чтобы убедиться, что вы используете соответствующий размер провода, и следуйте рекомендациям производителя, какой размер провода использовать для конкретного расстояния. Для большинства приложений производители селекторов динамиков рекомендуют использовать провода размеров 16 или 18. 

Типы селекторов динамиковСуществуют два вида селекторов динамиков:Традиционные селекторы (без регулятора громкости)Селекторы динамиков с регулятором громкости

Традиционные селекторы перенаправляют один и тот же аудио сигнал с одинаковым уровнем громкости на все динамики. Это означает, что уровень громкости всех динамиков регулируется на ресивере. Если вы уменьшаете уровень громкости на ресивере, то все динамики будут звучать тише. Вы не сможете увеличить или уменьшить громкость одной пары динамиков, не влияя на громкость других. Если же вы хотите контролировать громкость каждой пары динамиков независимо, используя традиционный селектор, то для каждой пары динамиков надо будет установить устройство регулировки громкости в той комнате, где они расположены. Большим преимуществом такого решения является то, что вы можете установить фиксированную громкость на ресивере, а затем независимо включать и выключать каждую пару динамиков и настраивать для них громкость. 

Наличие отдельного регулятора громкости дает вам большую гибкость. Например, вы можете выбрать простой ручной регулятор громкости. Или выбрать более сложную модель с кнопочной регулировкой, подсветкой, отображающей уровень громкости и даже с собственным пультом дистанционного управления. Вам не придется даже вставать с дивана, чтобы сделать тише или выключить звук. Во многих случаях такие модели регуляторов также выступают в качестве инфракрасных датчиков, что позволяет направлять ИК сигналы на основной источник. 

Для тех, кто ищет простые решения, подойдут селекторы динамиков с уже встроенными регуляторами громкости. Преимущество такого дизайна в том, что вы будете иметь возможность контролировать громкость всех динамиков на самом селекторе. При этом отпадает необходимость в приобретении дополнительных регуляторов громкости.

Какой из видов селекторов динамиков (традиционный или с регулятором громкости) подойдет вам, зависит от ваших целей и потребностей.

Как выбрать селектор динамиковИтак, рассмотрев все основные моменты, становится ясно, что установить селектор динамиков достаточно просто. Конечно, есть некоторые моменты, на которые нужно обратить внимание, но это не так уж сложно. 

Чтобы выбрать селектор динамиков, подходящий именно вам, нужно ответить на следующие вопросы.

Сколько пар динамиков вы планируете подключить к селектору? Как видно на рисунке ниже, селекторы динамиков поставляются с предопределенным числом динамиков, которые можно подключить. Как правило, указывается число пар: 2, 4 или 6.

На какую мощность рассчитан селектор? Выберете селектор, который способен справится с выходной мощностью вашего ресивера или усилителя.

Как вы будете управлять громкостью? Определитесь, хотите ли вы управлять громкостью в той комнате, где стоит селектор динамиков, или в том помещении, где расположены сами динамики? 

Есть ли у селектора динамиков защитная схема? защитная схема обычно есть на моделях для 4 или 6 пар динамиков. Хотя защита динамиков обычно является базовой функцией у известных брендов, все-таки не лишним будет убедиться, что такая функция имеется у конкретной модели.

Какой размер проводов подходит селектору? Зная, какие провода подходят селектору, вы сможете выбрать соответствующие акустические кабели.

Где будет стоять селектор динамиков? Определение места установки селектора поможет вам планировать трассировку кабелей динамиков. Селектор динамиков обычно помещается в любую стандартную аудио-стойку. 

Определившись с параметрами селектора, можно перейти к выбору бренда. Среди производителей селекторов можно отметить такие хорошо зарекомендовавшие себя бренды, как Niles, Russound и Xantech.

ЗаключениеСоздать аудиосистему во всем доме становится под силу практически каждому любителю музыки. Добавление простого устройства, селектора динамиков, может доставить музыку в любой уголок вашего дома. При правильном подходе, вы сможете получить еще больше удовольствия от прослушивания любимой музыки на всем вашем жизненном пространстве.

http://www.audioholics.com/diy-audio/how-to-use-a-speaker-selector-for-multi-room-audio

 

 

www.rusinstall.ru