Ресурс иридиевых свечей зажигания. Полезные советы. Иридиевые свечи зажигания срок эксплуатации


Иридиевые свечи зажигания, срок службы, замена, отличие, лучшие свечи

  • Facebook
  • Twitter
  • Мой мир
  • Вконтакте
  • Одноклассники
  • Google+
  • LiveJournal
  • Плюсы и минусы иридиевых свеч зажигания

    Компании, которые занимаются производством автотранспорта, не забывают работать над совершенствованием работы такой важной детали, как свеча зажигания. От качества используемого материала зависят технические характеристики свечей и срок их эксплуатации.

    Инновационные технологии позволили использовать в свечах иридий. Его сплав используется при изготовлении центральных электродов для свечей. Сердечник в иридиевых свечах получается маленький, меньше, чем в аналогичных свечах. Использование таких свечей позволяет двигателю развивать максимально допустимую мощность.

    Для приваривания иридиевого наконечника к окружности электрода используется лазерная сварка. Такая свеча очень надежна.

    Иридиевые свечи зажигания улучшают экономические показатели двигателя. Чем меньше размер центрального электрода свечи зажигания, тем выше характеристики двигателя.

    Преимущества таких свечей очевидны. Их плюсы:

    • Мощность используемого двигателя увеличивается до четырех процентов. 
    • Двигатель запускается легко и просто даже при низких температурах. 
    • Топливо расходуется меньше. Экономия до семи процентов. 
    • Срок эксплуатации свечей увеличивается почти в три раза.

    Есть у них и свои минусы.

    • Первое - по цене они достаточно дорогие.
    • Второе – довольно высокие требования к используемому топливу.

    Чем отличаются иридиевые свечи

    Видео обзор всех типов свечей зажигания, в том числе иридиевых.

    Замена иридиевых свечей

    Замена свечей производится  просто. С этим  сможет справиться даже новичок.  Вначале нужно снять бронепровод и выкрутить свечу зажигания.  Вкручивается новая, одевается бронепровод. Замена произведена.

    Но перед тем, как начнете убирать старую свечу и менять ее на новую, нужно внимательно осмотреть свечной колодец. Там обычно скапливается грязь и жидкость.  Если эта грязь попадет в цилиндр свечи, может произойти непоправимое. Именно поэтому нужно аккуратно протереть все пространство вокруг и продуть свечной колодец. А теперь можно заняться заменой свечи.

    Опытные байкеры считают, при закручивании свечи зажигания лучше будет недокрутить ее, чем наоборот.

    Срок службы иридиевых свечей

    Иридиевые свечи зажигания NGK

    Иридиевые ngk свечи считаются лучшим решением, так как обладают отличным качеством. Иридий - это благородный металл и самый твердый. Плавится этот металл при температуре 2450 градусов. Если сравнивать иридиевую свечу с обычной, она прослужит вам в два раза дольше.

    Свечи ngk иридиевые имеют на среднем электроде платиновую пластинку. Она и обеспечивает даже в сложных условиях высокую мощность свечи. В данных свечах тонкий средний электрод и напряжения при зажигании требуется меньше.

    Инновационные технологии разработали такую систему, что в кольцевом зазоре происходят электрические заряды между средним электродом и изолятором. Благодаря этому удаляются частицы копоти, которые собираются в данном месте. Эффект самоочищения таких свечей продлевает срок их действия.

    Лучшие иридиевые свечи зажигания

    Взаимозаменяемость свечей

    Таблица 1. Сводная таблица взаимозаменяемости горячих свечей.
    РОССИЯ А11 А11-1 А11-3 А11Р А14В А14В-2 А14ВМ А14ВР А14Д А14ДВ А14ДВР А14ДВРМ
    AUTOLITE 425 414 275 275 - 405 55 4265 65
    BERU 14-9A 14R-9A 14-8B 14-8BU 14R-7B 14-8C 14-8D 14R-8D 14R-8DU
    BOSCH W9A WR9A W8B W8BC WR8B W8C W8D WR8D WR8DC
    BRISK N19 NR19 N17Y N17YC NR17Y L17 L17Y LR17Y LR17YC
    CHAMPION L86 RL86 L92Y L92YC - N5 N11Y NR11Y RN11YC
    EYQUEM 406 - 550S C32S - - 600LS - RC52LS
    MAGNETI MARELLI FL4N FL4NR FL5NR F5NC FL5NPR FL5L FL5LP FL5LPR F5LCR
    NGK B4H BR4H BP5H BP5HS BPR5H B5EB BP5E BPR5E BPR5ES
    NIPPON DENSO W14F W14FR W16FP W16FP-U W14FPR W17E W16EX W16EXR W16EXR-U
    Таблица 2. Сводная таблица взаимозаменяемости средних свечей.
    РОССИЯ А17В А17Д А17ДВ А17ДВ-1 А17ДВ-10 А17ДВМ А17ДВР А17ДВРМ АУ17ДВРМ
    AUTOLITE 273 404 64 64 64 64 3924
    BERU 14-7B 14-7C 14-7D 14-7DU 14R-7D 14R-7DU 14FR-7DU
    BOSCH W7B W7C W7D W7DC WR7D WR7DC FR7DCU
    BRISK N15Y L15 L15Y L15YC LR15Y LR15YC DR15YC
    CHAMPION L87Y N4 N9Y N9YC RN9Y RN9YC RC9YC
    EYQUEM 600S - 707LS C52LS - RC52LS RFC52LS
    MAGNETI MARELLI FL6NP FL6L FL7LP F7LC FL7LPR F7LPR 7LPR
    NGK BP6H B6EM BP6E BP6ES BPR6E BPR6ES BCPR6ES
    NIPPON DENSO W20FP W20EA W20EP W20EP-U W20EXR W20EPR-U Q20PR-U
    Таблица 3. Сводная таблица взаимозаменяемости холодных свечей.
    РОССИЯ А20Д А20Д-1 А23-2 А23В А23ДМ А23ДВМ
    AUTOLITE 4054 4092 273 403 52
    BERU 14-6C 14-5A 14-5B 14-5CU 14-5DU
    BOSCH W6C W5A W5B W5CC W5DC
    BRISK L14 N12 N12Y L82C L12YC
    CHAMPION N3 L82 L82Y N3C N6YC
    EYQUEM - - 755 75LB C82LS
    MAGNETI MARELLI FL7L FL8N FL8NP CW8L F8LC
    NGK B7E B8H BP8H B8ES BP8ES
    NIPPON DENSO W22ES W24FS W24FP W24ES-U W24EP-U

    www.motoking.ru

    Ресурс иридиевых свечей зажигания. Полезные советы

    Большинство автолюбителей рано или поздно сталкиваются с проблемами езды (двигатель троит, трудный пуск), причиной которых обычно является неисправность или износ свечей зажигания. Возникшие ситуации очень часто решаются своевременной заменой старых свечей на новые, в связи с чем возникает новая дилемма «Какие свечи лучше всего купить?». В зависимости от характера используемого материала, производителя и других причин свечи зажигания могут выдавать разные сроки службы. Всё чаще, водители предпочитают материал Иридий, так как ресурс иридиевых свечей зажигания значительно повышает аналоги. Его мы и разберем в обзоре.

    В предыдущей статье мы подробно писали о самых важных преимуществах, детально рассказывали о характеристика этого типа свеч, и отмечали все главные свойства иридиевых свечей зажигания. В этой статье мы углубимся в изучаемую тему, и попытаемся понять принцип действия, а также разобраться в каких случаях применимы специальные сплавы из иридия и для каких автомобилей.

    Преимущества иридиевых свечей в сравнении со стандартными

    Ресурс иридиевых свечей зажигания

    Для того чтобы понять, какой километраж способны «охватить» только что купленные современные иридиевые свечи, нужно учитывать множество факторов. Заявленный производителем результат на рекламной упаковке покупаемого продукта может не совпадать с фактическим. Это довольно частый случай, и спешить в магазин разрывая глотку «мол, меня обманули» не нужно. На то, сколько способна прослужить свеча зажигания, в том числе из иридия, влияют множество факторов: качество заправляемого топлива, манера езды, общее состояние двигателя и другие.

    Так, в моторах длительное время находящихся в эксплуатации, очень часто масло заливает цилиндры (больше допустимого количества). Такая ситуация приводит к образованию нагара, что в свою очередь, негативно влияет на работу самой свечи. Кроме того, в автомобилях с нарушенным теплоотводом, свечи зажигания часто перегреваются, теряя при этом свои свойства. Именно поэтому, большинство автолюбителей предпочитает Иридий, как основной материал в свечах зажиганиях (температура плавления которого 2000+ градусов по Цельсию).

    Иридиевые свечи зажигания

    Основы работы иридиевых свечей

    Кроме перечисленных ранее теплостойкости, у аналогов иридиевых свечей зажигания есть ряд других преимуществ. В первую очередь, подобные продукты обладают меньшим диаметром центрального электрода, а также скошенные стороны бокового электрода. На практике это позволяет получить более мощную по своей силе искру, благодаря лучшей сварке электрода со стальным корпусом. Кроме того, иридиевый сплавы в центральном звене электрода позволяет добиться лучшего холодного пуска, а также значительно снизить токсичность вырабатываемых выхлопов и газов.

    В случае с боковым электродом очень важно добиться максимальной герметичности, и не допустить существования зазоров в корпусе свечи. Помимо этого, особой популярностью сейчас пользуются многоэлектронные свечи зажигания, значительно увеличивающий ресурс. Подобные аналоги позволяют изготавливать «самоочищающиеся свечи», благодаря равномерному распространению пламени.

    Электрод иридиевой свечи

    Итог

    Ресурс иридиевых свечей зажигания зависит не только от цены самого продукта. Это тот случай, когда фактический результат зависит от действий самого водителя. Экономность на качестве топлива, при покупке свечей, «ухоженность» за собственным двигателем напрямую влияют на возможный пробег. Своевременная замена необходима рано или поздно всем, но насколько это «рано» наступит – зависит только от вас.

    automotolife.com

    Иридиевые свечи зажигания, преимущества и недостатки

    Если вы найдете ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо.

    Сегодня мы поговорим про иридиевые свечи зажигания, стоит ли обращать на них внимание, светлые и темные стороны их применения.

    Главная задача автолюбителя - следить за техническим состоянием машины и своевременно принимать меры по ее ремонту.

    Если этого не сделать, то причиной поездки на СТО может стать более серьезная поломка. А вот там уже несущественными затратами отделаться не выйдет.

    Особого внимания заслуживают свечи автомобиля. От них зависит качество пуска силового узла, его мощность и расход топлива.

    И когда дело доходит до замены, многие автолюбители заглядываются на иридиевые свечи.

    Считается, что такие изделия способны продлить ресурс двигателю, улучшить его характеристики в плане мощности, продлить срок жизни и так далее.

    Но есть и «темная» сторона - высокая стоимость, которая отпугивает многих потенциальных покупателей.

    Есть ли смысл переплачивать? Постараемся предметно разобраться с этим вопросом.

    Как быть с высокой ценой?

    Главная проблема при выборе иридиевых свечей - их стоимость, которая заставляет автолюбителей отдавать предпочтение более доступным изделиям.

    Но здесь важно отметить, что свечи с применением иридия обойдутся дешевле, чем платиновые изделия, которые тоже считаются одними из лучших.

    Есть мнение, что завышенная стоимость обусловлена редкостью металла, ведь иридий встречается реже чем золото или платина.

    На самом же деле образование цены происходит по другому принципу.

    Производители ориентируются на спрос конкретной продукции, особенности рынка автомобильных запчастей, наличие конкуренции и так далее.

    Сегодня покупка иридиевых свеч обойдется дешевле, чем платиновых. Но такой расклад в любой момент может поменяться.

    На практике почти пятая часть редкого металла, который добывается на планете, расходуется на производство иридиевых свечей.

    Что касается более известной платины, то она в большей части используется для изготовления драгоценностей, а в производстве свечей участвует лишь небольшой процент.

    Важный момент - количество металла, которое используется в производстве.

    Как в случае с иридиевыми, так и с платиновыми свечами, применение дорогих материалов минимально.

    Из иридия или платины сделаны только два элемента - заземляющий электрод и наконечник детали.

    Как только растет спрос на свечи с применением иридия, возрастает потребление этого металла и увеличивается цена.

    Почему именно иридий?

    Столь широкий выбор свечей балует автолюбителей лишь 20-25 лет. До этого выбор был намного скуднее.

    Платиновые свечи уже были в продаже, но о достойном качестве или надежности можно было только мечтать.

    Лучшие производители мира делали все возможное, чтобы улучшить качество изделия и добиться поставленных целей, а именно обеспечения максимальной надежности, продолжительного срока службы и уменьшения «прожорливости».

    В 1994 год специалистам компании NGK все-таки удалось создать качественные свечи с применением особого материала - иридия.

    В чем же его преимущества? - Он имеет максимальную температуру плавления (по этому показателю иридий обходит даже платину), отличные антикоррозийные свойства и высокое качество.

    Разработчикам удалось сделать толщину электрода минимальной. При этом именно наконечник и был выполнен из редкого металла.

    По своей твердости иридий занимает одну из лидирующих позиций. Многие считают, что в основе металла лежит материал метеорита, который прилетел на нашу планету еще много миллионов лет назад. Отсюда и его показатели твердости.

    Еще один плюс иридия - способность выдерживать высокие температуры. Расплавить металл можно лишь при прогреве до 2 500 градусов Цельсия.

    Иридий активно применяется в промышленной сфере (еще с 20-х веков прошлого века). Но на практике он используется не в чистом виде, а в форме специального сплава.

    Это не удивительно, ведь без добавления металлов иридий отличается чрезмерной хрупкостью и бесполезен в производстве. Вот почему на практике применяются лишь сплавы.

    Основные свойства

    Первое, что стоит отметить - лазерную сварку, благодаря которой иридиевые свечи имеют наибольшую проводимость.

    Это свойство позволяет делать наконечники максимально тонкими (много меньше, чем в обычных платиновых или металлических свечах зажигания).

    Но это никоим образом не влияет на ресурс - он остается максимальным.

    Один из главных плюсов тонкого электрода - возможность концентрации заряда свечки на меньшей площади, что позволяет с большей эффективностью выдавать искру.

    Благодаря этому, топливо сгорает полностью, повышается мощность двигателя, он работает ровней и без сбоев.

    Кроме этого, фиксация расстояния между электродами сводит к минимуму риск плохой искры и проблемы с пуском двигателя по причине низкокачественных свечей.

    Кроме уже перечисленных выше свойств иридиевых свечей, стоит выделить:

    • уникальную прочность наконечников, в основе которых иридий;
    • стабильность искры при любых условиях работы и при различных температурных режимах;
    • продолжительный срок службы и уникальную надежность, гарантом которой является сверхвысокая температура плавления иридия. Именно по этой причине на современных и модифицированных моторах устанавливаются именно такие изделия;
    • благодаря минимальной толщине наконечника, для надежной искры достаточно много меньшего напряжения.

    Преимущества и недостатки

    Для многих автолюбителей основным критерием при выборе является цена. Но это неправильно.

    Конечно, так экономится определенная сумма на обновлении комплекта свечей. Но уже через несколько месяцев это может вылиться в дополнительные затраты - на топливо или даже посещение СТО.

    Чтобы исключить столь неприятные моменты, необходимо ориентироваться не на стоимость (как делают многие), а на плюсы и минусы детали.

    Опыт эксплуатации иридиевых свечей позволил выделить следующие положительные и отрицательные качества.

    К преимуществам можно отнести.

    Большую эффективность.

    Создателям иридиевых свечей удалось максимально уменьшить площадь контактной части между основным электродом и ядром искры.

    Такое преимущество стало возможным, благодаря использованию максимально тонкой проволоки диаметром не более 0.4 мм.

    К слову, в самых простых свечах из обычного металла данный параметр составляет около миллиметра.

    Как показала практика, уменьшение площади в 2,5 раза дало ожидаемый результат.

    Минимальный объем иридия на крайней части изделия является гарантом более мощной и качественной искры.

    В итоге пропадают многие проблемы с пуском силового узла, а сама искра появляется даже при минимальном уровне напряжения.

    Слаженность работы силового узла на холостом ходу.

    На практике большая часть проблем со свечами появляется именно на ХХ, когда в камеру сгорания попадает минимальный объем топлива.

    Но здесь свечи с применением иридия на «отлично» справляются со своей задачей.

    Большую роль играют два положительных качества - отличная воспламеняемость и способность выдавать искру даже при минимальном напряжении.

    Именно благодаря описанным выше свойствам, двигатель лучше работает на ХХ, повышается эффективность сгорания топливовоздушной смеси, увеличивается число оборотов и так далее.

    Максимальная производительность.

    Уже удалось доказать, что установка в двигателе иридиевых свеч - гарантия роста мощности двигателя на 6-8%.

    Опытный автолюбитель обязательно заметит столь положительные изменения.

    Снижение «прожорливости» авто.

    Это не голословное утверждение, а реальный опыт эксплуатации.

    Использование современных свечей - шанс добиться снижения расхода топлива почти на 7% (в сравнении с потреблением, которое имеет место в случае применения самых бюджетных медных свечей).

    Уменьшение общей токсичности выхлопа.

    Благодаря более качественному сгоранию топливовоздушной смеси, можно рассчитывать на меньшую вредность выхлопа и минимальное содержание СО/СН.

    Можно не переживать за вероятный штраф в случае проверки состава выхлопных газов на одном из постов.

    Простота пуска двигателя.

    Уникальные свойства иридиевых свеч, о которых уже упоминалось в статье - гарантия быстрого и качественного завода мотора в любых условиях (даже в случае сильного мороза).

    Увеличение срока службы (ресурса).

    Ряд производителей гарантирует, что иридиевые свечи способны «отходить» не менее 150 тысяч километров. Но опыт эксплуатации все-таки показал завышенность таких цифр.

    В реальности на четкую работу свечей можно рассчитывать лишь на протяжении 110-120 тысяч километров, а то и 90.

    Снижение заявленного показателя зависит от ряда факторов - применения низкокачественного топлива, наличия проблем с мотором, стиля вождения и так далее.

    Но даже этот параметр впечатляет, ведь медные свечи требуют замены много раньше, через 15-20 тысяч километров пути.

    Из недостатков иридиевых свечей стоит выделить.

    Большую эффективность при использовании в современных двигателях.

    В процессе изготовления производители делали упор на применение изделий в высокотехнологичных моторах современного образца.

    Если же поставить иридиевые свечи, к примеру, на ВАЗ, то изменения вряд ли будут заметны.

    Единственное, где выиграет покупатель таких свечей, так это на более длительном сроке эксплуатации изделия. В остальном же более предпочтительны обычные металлические свечи.

    Высокая стоимость.

    Один из главных минусов для автолюбителей. Посмотрев на цену, многие отказываются совершать столь затратную покупку. Если же исходить из перспективы установки, то качественные иридиевые свечи вполне способны окупить затраты.

    Вывод

    Решение по поводу установки иридиевых свечей сугубо индивидуально.

    Если у вас есть средства и современное авто в распоряжении, то обязательно решайтесь на покупку.

    Что касается автомобилей ВАЗ и их собратьев (ЗАЗ, Славута, Москвич, УАЗ, Волга и т.д.) или стареньких иномарок, то для них подойдут и обычные свечи.

    Если в статье есть видео и оно не проигрывается, выделите любое слово мышью, нажмите Ctrl+Enter, в появившееся окно введите любое слово и нажмите "ОТПРАВИТЬ". Спасибо.

    ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛЕЗНЫМ:

    ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ:

    autotopik.ru

    Иридиевые свечи зажигания NGK и их преимущества

    Перед тем как ответить на вопрос что такое иридиевые свечи зажигания NGK необходимо более детально разобраться в особенностях самого иридия. Данное химическое вещество представляет собой сверхтвердый металл, что появился на нашей планете вследствие падения метеоритов. Помимо высоких характеристик твердости этого металла, он отличается высокой температурой плавки, достигающей показателя в 2500 градусов по Цельсию. Именно по этой причине данное вещество с успехом применяется в автомобильных системах накалывания. В связи с тем, что очищенный иридий является достаточно хрупким веществом, из-за чего с ним крайне сложно работать. Для воспламенителей промышленного типа применяются специальные иридиевые сплавы. Подобный сплав металла обладает основными качествами иридия при одновременном обеспечении хороших показателей электропроводимости.

    Кроме того, стоит отметить, что иридиевые свечи в сравнении с платиновыми отличаются более длительным сроком службы за счет повышенной износостойкости, хотя цена на иридиевые свечи несколько выше обычных. Это связано с тем, что данный металл является более редким в сравнении с золотом и даже платиной. На сегодняшний день около 20 процентов всего добываемого иридия применяется в производстве свечей накаливания для бензиновых двигателей. Подобные показатели являются свидетельством высокой популярности такого технологического решения. Исходя из данного факта, можно смело говорить о том, что иридиевые сечи можно считать отличным решением для любого транспортного средства вне зависимости от его мощностных характеристик и возраста.

    Иридиевые свечи зажигания

    Основные свойства иридиевых свечей накаливания

    В основе технологии создания иридиевых свечей накаливания лежит применение лазерной системы сварки электродов, сделанных из иридия. Благодаря тому, что иридиевый металлический сплав отличается хорошей электропроводимостью, электроды, сделанные из него, часто применяются для создания наконечников электродов с очень маленьким диаметром. Кроме того, таких характеристик можно достичь без уменьшения продолжительности службы подобных свечей. За счет небольшой толщины электрода можно сконцентрировать большой заряд, что помогает сформировать небольшое напряжение с целью дальнейшего перехода промежутка искры. Подобное решение существенно улучшает показатели качества сгорания топливной смеси в самых разных режимах езды. Автомобильный двигатель начинает работать более мягко при одновременном улучшении динамических характеристик.

    Использование иридиевого сплава гарантирует обеспечение стабильного и неизменного зазора между электродами, что минимизирует возможность утраты искры. В свою очередь, это обеспечивает устойчивое функционирование двигателя при одновременном исключении возможности «провалов». Такие свойства данной технологии положительно влияют на срок эксплуатации мотора за счет минимизации возможности его детонации даже при использовании некачественного бензина.

    Список свойств данных свечей накаливания может быть дополнен их следующими особенностями:

    •  Наконечники из иридиевого сплава гарантируют обеспечение стабильной искры при одновременной высокой прочности;
    •  Благодаря повышенной температуре плавления, такие свечи отлично подходят к современным автомобилям с мощными двигателями;
    •  Никелевое трехвалентное покрытие наконечников имеет хорошую стойкость к коррозии и отличается свойством противостоять блокировке;
    •  За счет большей разности потенциалов в маленьких наконечниках требуется меньшее напряжение для образования искры;
    •  За счет основных свойств иридиевого сплава транспортное средство приобретает лучшую динамику, а также начинает потреблять меньше топлива.
    Иридиевые свечи

    Главные преимущества иридиевых свеч накаливания

    Как гласят результаты независимых тестов, свечи из иридиевого сплава имеют определенные преимущества пред обычными свечами. Они специально разрабатывались для повышения отдачи двигателей как на современных, так и на старых автомобилях. Правда, стоит отметить тот факт, что в определенных ситуациях они могут лишь незначительно улучшить общие показатели ДВС.

    Преимущество иридиевых свечей зажигания заключается в их следующих способностях:

    •  Повышение качества запала. Для того, чтоб заметно улучшить показатели производительности зажигания, необходимо существенно уменьшить площадь соприкосновения электрода и ядра пламени. По этой причине, электрод из иридия имеет форму тоненькой проволоки, чей диаметр достигает около 0,4 миллиметра. К примеру, обычные свечи зажигания имеют зазор искры в 0,8 миллиметра. По этой причине иридиевые свечи обладают пределом воспламеняемости в 2.5 раза большим, нежели у стандартных решений. Кроме того, малая толщина металлического напыла на конце наконечника дает возможность расширить площадь искры, что улучшает параметры производительности запуска мотора, а также снижает требования, предъявляемые к уровню напряжения;
    •  Обеспечение стабильного холостого хода двигателя. Каждому автолюбителю известно, что зажигание на холостом ходу работает хуже всего. По результатам тестов иридиевые свечи показали низкие требования к уровню напряжения, что позволяет им обеспечивать стабильный холостой ход и ровную работу мотора автомобиля;
    •  Повышение отдачи двигателя во всех режимах. Использование иридиевых свечей в среднем повышает почти на 8 процентов мощность любого ДВС;
    •  Улучшение параметров потребления топлива транспортным средством. Испытания доказали, что применение таких свечей накаливания снижает уровень расхода топлива на 5-7 процентов, что является существенным преимуществом в условиях современного ценообразования на энергоресурсы.

    Такие особенности этой современной технологии помогают ей повысить общие показатели надежности двигателя автомобиля при одновременном повышении его технических характеристик.

    Иридиевые свечи

    Интервал замены

    Для большинства автомобилей интервал замены таких свечей составляет 155 тысяч километров.

    Одновременно с этим, автомобильные производители рекомендуют осуществлять замену этого элемента системы зажигания намного чаще. Частый перезапуск двигателя, а также его внутренние поломки негативно отражаются на работе свечей, что негативно отражается на сроке их службы. По этой причине, для обеспечения нормальной работы мотора машины рекомендуется следить за его техническим состоянием и своевременно менять свечи накаливания. Такой подход поможет сэкономить немалые деньги на ремонте транспортного средства, а также на его заправке.

    Правда, не стоит забывать о том, что при появлении первых признаков сбоя в работе зажигания необходимо проверить свечи накаливания на предмет наличия на них нагара. Такие проблемы могут возникнуть при наличии определенных неисправностей в некоторых системах двигателя машины, а также при частом использовании некачественного топлива.

    Итоги

    Подобная технология за короткое время сумела доказать свою состоятельность и продемонстрировать определенные преимущества над традиционными решениями. Несмотря на относительную дороговизну иридиевых свечей накаливания, благодаря их способности снижать расход топлива и повышать показатели надежности двигатели их покупка окупается уже через 30 тысяч километров. Кроме того, нельзя забывать о том, что их использование повышает динамические характеристики машины, облегчает запуск двигателя даже в сильные морозы, а также делает работу ДВС более плавной и эластичной. Основываясь на данном перечне фактов можно смело говорить о том, что покупка таких свечей является полностью оправданным решением.

    Человек, покупающий иридиевые свечи зажигания, делает выбор в пользу экономичного и комфортного движения автомобиля. Также немаловажной особенностью таких свечей является их инертность к топливным присадкам. Исходя из этого, ни отлично работают даже на низкокачественном бензине. Правда для уменьшения негативного влияния плохого топлива на продолжительность работы свечей и двигателя в целом рекомендуется заправлять машину исключительно на проверенных автозаправках.

    Иридиевые свечи, в сравнении с платиновыми, отличаются более длительным сроком службы за счет повышенной износостойкости.

    Facebook

    Twitter

    Вконтакте

    Google+

    tolkavto.ru

    Характеристика иридиевых свечей зажигания, их преимущества и недостатки

    Свечи зажигания в любом современном автомобиле, по сути, являются расходным материалом, который время от времени подлежит замене. В последнее время производители совершенствуют технологии производства, в результате чего на рынке появляются новые виды СЗ. Среди них следует выделить иридиевые свечи для системы зажигания авто — о них мы расскажем в этой статье.

    Содержание

    [ Раскрыть]

    [ Скрыть]

    Описание иридиевых СЗ

    Четыре иридиевые свечи зажигания

    На сегодняшний день все больше автомобилистов останавливают свой выбора именно на иридиевых вариантах СЗ. Как известно, от свечи зависит качество пуска силового агрегата, мощность двигателя, а также расход бензина. По мнению специалистов, иридиевые свечи зажигания позволяют увеличить продолжительность работы мотора. Кроме того, они улучшают его свойства мощности. Многих потенциальных покупателей отпугивает именно высокая стоимость, поэтому в первую очередь необходимо разобраться, оправдана ли она высоким качеством.

    Оправдана ли их высокая стоимость?

    Как мы уже сказали, основная проблема, характерная для иридиевых вариантов, — это высокая цена. По этой причине многие автолюбители отдают предпочтение более дешевым аналогам. Но необходимо учитывать, что иридиевые свечи зажигания в любом случае будут стоить дешевле, в отличие от платиновых вариантов, которые также являются одними из лучших. Если верить мировым производителям, то такая стоимость обусловлена тем, что иридий сам по себе является редким металлом — нужно учитывать, что он встречается значительно реже золота либо платины.

    По факту же образование такой высокой цены осуществляется по несколько иному принципу. Бренды, занимающиеся выпуском СЗ, ориентируются на спрос определенного товара, особенности того или иного авторынка, а также наличие на этом рынке конкурентов и т.д. На сегодняшний день стоимость иридиевых СЗ меньше, чем платиновых, однако такая тенденция может измениться. Фактически 20% редкого металла, который добывается на нашей планете, уходит на изготовление иридиевых СЗ. Если говорить о платине, то этот металл в основном применяется для производства ювелирной продукции, а для изготовления частей применяется только малый процент.

    Каждый выбирает по своему карману, потому что цена иридиевых свечей приблизительно в 4 раза выше обычных. Но, если посчитать по цене и сроку службы, то по деньгам выходит одно и то же — 4 комплекта обычных или один комплект иридиевых (автор видео — Алексей З).

    Не менее важный момент, обуславливающий высокую стоимость, — это количество металла, который применяется для изготовления. Разумеется, объем драгоценного металла при производстве минимальный. Из иридия производится только два компонента конструкции свечи — это электрод, а также наконечник устройства. Поэтому при росте спроса на иридиевые свечи зажигания, начинает расти и потребление этого металла. Соответственно, увеличение спроса, так или иначе, будет способствовать росту цены.

    Почему именно иридий?

    На протяжении долгих лет выбор СЗ на отечественном рынке был довольно скудный. Платиновые свечи появились в продаже достаточно давно, однако их качество на тот момент было сравнительно не особо высоким. Мировые производители долгое время работали над тем, чтобы повысить качество устройства, а также обеспечить наиболее высокую надежность, продолжительность работы и снизить расход топлива авто.

    Первым брендом, который использовал иридий в свечах зажигания и смог сделать этот продукт наиболее качественным, стала компания NGK. Кстати, наш ресурс уже писал об этих свечах — более подробно с продукцией бренда вы можете ознакомиться в этой статье. Так почему же мировые производители решили использовать иридий? Этот метал характеризуется наиболее высокой температурой плавления, в этом плане он даже обходит платину. Кроме того, он характеризуется хорошими антикоррозийными характеристиками, да и в целом высоким качеством.

    Сравнение иридиевых и обычных СЗ

    Производитель NGK смог сделать толщину электрода минимальной, и именно его наконечник был изготовлен из иридия. Если говорить о твердости, то данный металл также занимает одно из первых мест в этом плане. По мнению ученых, в основе металла лежит материал метеорите, который столкнулся с нашей планетой десятки миллионов лет назад. Именно благодаря этому материалу иридий настолько твердый. Еще одним немаловажным преимуществом иридия является возможность выдерживать большие температуры. Даже если вы захотите расплавить металл, вы сможете сделать это только при температуре в 2.5 тысячи градусов Цельсия.

    Помимо всего прочего, в мировой промышленности иридий применяется более ста лет. Однако, в этом случае он эксплуатируется не в чистом виде, а в качестве специального сплава. В чистом виде иридий, как ни странно, является достаточно хрупким — чистый металл является бесполезным для производства. Поэтому для изготовления СЗ используются исключительно сплавы.

    Основные свойства

    Первое свойство, которое необходимо учитывать — это лазерная сварка. Именно благодаря ей иридиевые СЗ характеризуются высокой проводимостью. Благодаря тому, что проводимость свечей достаточно высокая, производители могут делать и делают наконечники наиболее тонкими. Эти наконечники значительно тоньше, чем в традиционных платиновых устройствах или СЗ, выполненных из металла. Следует отметить, что это свойство никак не влияет на продолжительность эксплуатации иридиевых свечей зажигания — он остается наиболее высоким.

    Иридиевая СЗ в увеличенном виде

    Одно из основных преимуществ тонкого электрода — это то, что он может концентрировать заряд устройства на минимальной площади. В свою очередь, это свойство дает возможность повысить эффективность выдачи искры. В результате топливо будет сгорать полностью, а мощность двигателя, так или иначе, будет увеличена, соответственно, силовой агрегат функционирует ровно и без сбоев. Помимо всего прочего, фиксация расстояния между электродами позволяет снизить к минимуму вероятность плохой искры и появление проблем с запуском мотора, что характерно для низкокачественных СЗ.

    Кроме основных свойств, о которых мы уже сообщили, следует отметить:

    1. Достаточно высокая прочность наконечников, выполненных из специального металла.
    2. Стабильная искра для воспламенения горючей смеси и запуска двигателя. Стабильность искры проявляется при любых условиях использования транспортного средства, а также в любое время года — хоть в жару, хоть в сильный мороз.
    3. Достаточно высокий срок службы иридиевых свечей, а также высокая надежность. Гарантом тому являются довольно высокая, как мы уже сказали ранее, температура плавления металла, составляющая 2.5 тысячи градусов. Благодаря этому свойству многие современные силовые агрегаты оснащаются именно иридиевыми СЗ.
    4. Поскольку толщина самого наконечника электрода минимальная, для получения хорошей искры достаточно даже минимального напряжения (автор видео — Николай Прохоров).

    Плюсы и минусы иридиевых деталей

    Чтобы вы могли сложить более полную картину об иридиевых СЗ, необходимо ознакомиться с основными достоинствами и недостатками этого продукта. Для большинства потребителей сегодня ключевым критерием в выборе является стоимость свечей зажигания, хотя это не совсем правильно. Разумеется, экономия в разумных пределах всегда нужна, тем более, что в нашей стране кризис вряд ли закончится. Однако сильная экономия приведет к тому, что через какое-то время вам потребуется обращаться на СТО для решения проблем в работе двигателя.

    Чтобы этого не произошло, ознакомьтесь с основными плюсами и минусами продукта, начнем с преимуществ:

    1. Большая эффективность работы свечей. Производителям данного продукта удалось максимально снизить площадь контактной части, расположенной между ядром искры, а также электродом. Добиться этого производители смогли благодаря тому, что при производстве используется очень тонкая проволока, диаметр которой составляет до 0.4 мм. Для сравнения — в обычных свечах из металла такой показатель составляет примерно один миллиметр. В конечном итоге уменьшение площади на 60% дало хорошие результаты. Помимо прочего, сниженный объем иридия, который используется при производстве — это гарант наиболее мощной и, что самое главное — качественной искры для воспламенения горючей смеси. Если искра будет качественной, водитель будет реже сталкиваться с проблемами в запуске двигателя, тем более, даже маленькое напряжение позволит его запустить.
    2. Слаженность работы двигателя на холостых оборотах — еще одно достоинство. Фактически большинство проблем, связанных с работой свечей зажигания, проявляется именно при работе силового агрегата на холостых оборотах. Ведь на холостом ходу в камеру сгорания поступает на порядок меньше бензина. Но и в этом случае иридиевые СЗ отлично выполняют свои функции. Немаловажную роль этого достоинства определяется несколькими характеристиками — хорошей воспламеняемостью смеси и возможность выдавать искру при маленьком напряжении, как мы уже сказали ранее. Эти свойства позволяют улучшить качество работы силового агрегата на холостых оборотах и увеличить эффективность сгорания смеси.
    3. Наиболее высокая производительность. Давно доказано, что применение иридиевых СЗ позволяет повысить мощность мотора, при этом данный показатель может быть увеличен на 6-8%.
    4. Понижение расхода топлива — это преимущество доказано практическим путем. Если двигатель вашего автомобиля работает нормально, то применение иридиевых СЗ позволит снизить расход топлива не более, чем на 7%, если сравнивать с использованием наиболее дешевых свечей.
    5. В целом снижается токсичность выхлопных газов. Это достигается, опять же, благодаря более качественному сгоранию горючей смеси. Если верить результатам опытов, при использовании иридиевых СЗ содержание монооксида углерода в выхлопных газах. Так что даже при проверке транспортного средства вероятность того, что вам выпишут штраф, будет минимальной.
    6. Упрощенный запуск мотора. Благодаря свойствам, о которых мы уже рассказали, запуск двигателя будет более простым даже в жестких условиях эксплуатации авто.
    7. Повышенный ресурс эксплуатации. Большинство современных производителей сегодня уверяют потребителей в том, что реальный ресурс эксплуатации иридиевых деталей составляет не меньше 150 тыс. км пробега. Разумеется, это — не более, чем маркетинговый ход, однако фактический срок использования СЗ такого типа составляет минимум 90, максимум — 120 тысяч км пробега. Если сравнивать с традиционными свечами, срок службы которых составляет максимуму 20 тысяч, то разница колоссальная. Необходимо отметить, что понижение данного параметра зависит от многих моментов -начиная от использования некачественного бензина и проблем в работе двигателя и заканчивая манерой езды.
    Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

    Разумеется, как и любой другой продукт, иридиевые СЗ имеют и определенные недостатки:

    1. Эффективность достигается только при использовании СЗ в современных автомобилях. Если вы установите эти свечи на старые Жигули, то вряд ли сможете ощутить все преимущества. В данном случае вы сможете выиграть только на ресурсе эксплуатации.
    2. Большая цена. Разумеется, в вопросе перспективы монтажа иридиевые свечи всегда смогут окупить затраты, но цена — это основной недостаток, из-за которого водители отказывают их использовать.
    3. Огромное количество подделок мировых брендов. Если вы увидели СЗ по подозрительно низкой цене, скорей всего, в конечном итоге вы приобретете подделку.

    Видео «Обзор иридиевых СЗ DENSO Iridium»

    Подробный обзор данного продукта представлен на видео ниже (автор видео — 2obzora).

    labavto.com

    Срок службы свечей зажигания - Зажигание - Статьи

    От такого, казалось бы, незначительного элемента как свеча зажигания во многом зависит не только наличие нормального процесса горения топлива в двигателе, но и поддержание оптимальных режимов работы, и расход топлива.Известно, что при условии нормальной эксплуатации заводы изготовители устанавливают срок службы свечей зажигания для отечественных автомобилей в пределах 20-35 тысяч километров пробега, а для иномарок он может составлять 65 и даже 85 тысяч километров, однако реальная жизнь вносит свои коррективы, причем, как правило, в сторону уменьшения. Совершенно точно доказано, что основным фактором, влияющим на то, сколько служат свечи зажигания является состояние бензина, реализуемого на наших заправках. Дело в том, что с недавнего времени в роли присадков, способствующих повышению октанового числа бензина вместо традиционного тетраэтилсвинца стали повсеместно использовать присадки на основе ферроценов, содержащих в себе большое количество железа. Притом, что новые присадки несколько менее токсичны, чем их предшественники, они весьма губительны для свечей, что связано с появлением красного (вплоть до черно-коричневого) токопроводящего налета на изоляторе центрального электрода. Бороться с этим явлением достаточно трудно, хотя и можно попытаться очистить свечи механическим способом (например, с помощью пескоструйной машины) или химически – выдержав их несколько часов в активном веществе (некоторые автолюбители используют обычные бытовые средства по уходу за сантехникой). Несколько дольше служат, недавно появившиеся свечи, в создании электродов которых использованы ценные и редкоземельные металлы, такие как платина и иридий. Благодаря высокой тугоплавкости и практически нулевой химической активности этих металлов такие свечи служат гораздо дольше, кроме того замечено, что они значительно улучшают искрообразование, а значит способствуют некоторой экономии топлива. Следует отметить, что на срок службы свечей во многом влияет общее состояние двигателя и по интенсивности, и виду образующегося налета на свечах, можно выявить многие скрытые болезни мотора. Так, черный жирный нагар свидетельствует об избытке масла в картере, если нагар черный, но при этом сухой – необходимо почаще давать двигателю повышенную нагрузку, нагар белого цвета - говорит о раннем зажигании. Только в том случае, если свеча без нагара, и она имеет светло-серые или светло-коричневые цвета, можно надеяться на то, что она полностью прослужит установленный для нее срок службы.

    Похожие материалы

    www.elektrik-avto.ru

    Правила эксплуатации свечей зажигания

    Любая сменная запасная часть отживает свой срок и безжалостно выбрасывается. А между тем, расходные материалы — детали, сменяющие друг друга, — призваны обеспечить автомобилю то, что называется «безупречной эксплуатацией». Свеча зажигания — маленький герой среди прочих «расходников». Ни одной детали не приходится трудиться в столь суровых условиях.

    САМОДИАГНОСТИКА

    Нормальная свеча зажигания на исправном двигателе

    Обильные углеродистые отложения (значительный расход масла)

    Свеча зажигания с поврежденным изолятором

    Рекомендуемый срок замены стандартных свечей зажигания — 20 тыс. километров (проверка через 10000 км) или два года, в зависимости от того, что наступит раньше. Но любая таблица по срокам проведения ТО всегда содержит примечание: при эксплуатации автомобиля в тяжелых условиях рекомендуемые сроки необходимо сократить вдвое. Вряд ли можно назвать щадящими условия эксплуатации автомобилей в нашей стране. Поэтому правы те, кто меняет свечи через каждые 10 тыс. километров или раз в год.

    Замена свечей зажигания относится к тем процедурам, которые многие владельцы автомобилей предпочитают проводить самостоятельно. В принципе, дело несложное, зато по внешнему виду вывернутых из двигателя свечей зажигания можно узнать о многих проблемах двигателя, даже не будучи опытным мастером. Если при замене свечей ставится цель проверить их состояние, двигатель, перед тем как его заглушили, должен быть прогрет до рабочей температуры. После холодного старта и непродолжительной работы свечи могут быть покрыты черным нагаром (сажей) — это связано с неполным сгоранием топлива на холодном двигателе. Точно так же отложения могут появиться при прогреве на неизменных оборотах. В этих случаях визуальная диагностика может быть ошибочной. Поэтому желательно прогревать двигатель в режиме реальной поездки.

    Для исправных свечей, работающих в нормальном, отрегулированном двигателе, не имеющем неполадок в системе питания, зажигания и смазки, характерен легкий светло-серый либо светло-коричневый налет на конусе изолятора и на электродах. Такой вид свечи говорит о том, что двигатель и все его системы работают нормально, тепловая характеристика свечи (калильное число) соответствует норме, причин для беспокойства нет. В принципе, такие свечи можно использовать и дальше, но если настал срок замены, экономить не стоит — лучше отложить их про запас.

    Оплавление свечи может свидетельствовать о «раннем» зажигании

    Так может выглядеть свеча при повышенном расходе топлива (неправильная регулировка или засорение воздушного фильтра)

    Пятна коронного разряда не свидетельствуют о неисправности свечи

    Если свеча изношена до предела, это заметно сразу — кромки центрального и бокового электродов скруглены от действия сильной эрозии, хотя изолятор может иметь нормальный цвет. Зазор между электродами очень большой, не соответствует допустимому. Да и на работе двигателя это сказывается — он «троит», не развивает нужной мощности.

    Если изолятор и электроды покрыты влажными отложениями черного цвета, а сама свеча пахнет топливом, значит, на каких-то режимах двигателя система питания готовит слишком богатую топливную смесь. Топливо не сгорает полностью и образует большое количество копоти. Есть и другая причина подобного явления — например, нестабильная работа системы зажигания, сбои искрообразования. Чистка свечей от налета решает проблему лишь на время. Если не заняться устранением неисправностей, отложения появятся снова.

    Если свеча «холоднее», чем требует стандарт двигателя или условия движения (частые и короткие поездки на непрогретом двигателе), она не успевает прогреваться до температуры самоочищения, и возможно появление обильной сажи, напоминающей своим видом замшу. Другие возможные причины — плохое качество топлива, применение присадок, а также, если в камеру сгорания попадает незначительное количество масла.

    Преждевременное (слишком раннее) зажигание может привести к перегреву двигателя и, как следствие — к оплавлению электродов свечи зажигания, перегреву и разрушению изолятора. Перегрев может быть вызван и таким нередким явлением, как «калильное зажигание». Проявляется оно в том, что двигатель продолжает работать, даже когда ключ зажигания вынут из замка (кому как, но автору однажды довелось испытывать такое явление: вроде бы двигатель должен заглохнуть, но на самом деле работает еще секунд пять-десять, и самое печальное, что не понятно, как же его все-таки остановить). Причины могут быть разными: неверно подобранная характеристика свечи (слишком «горячая»), неправильная регулировка топливной системы (обедненная топливно-воздушная смесь), подсос воздуха во впускной коллектор. Случается, что перегрев начинается с банальных свечей, а в итоге приводит к прогару поршня. Чрезмерно белый цвет электродов и изолятора говорит о слишком бедной топливной смеси, отчего свеча работает в предельно допустимом тепловом режиме.

    При сильном загрязнении свечи маслом электроды и изолятор покрываются густым налетом с маслянистым блеском. Причина — попадание в камеру сгорания масла через изношенные поршневые кольца, направляющие клапанов, маслоотражательные (маслосъемные) колпачки.

    Монтаж свечи со старым уплотнительным кольцом

    Монтаж новой свечи

    Значительные углеродистые отложения белого цвета (кокс), как это ни странно, тоже свидетельствуют об износе двигателя, когда в камеру сгорания попадает масло. Только в отличие от предыдущего случая, температура достаточно высока, чтобы маслянистый налет превращался в зольные образования, которые имеют цвет близкий к белому. Иногда пространство между изолятором и корпусом свечи настолько плотно забито продуктами сгорания масла, что почистить свечу без риска ее повреждения, становится невозможно.

    При сильной детонации (топливо с низким октановым числом, преждевременное зажигание) конус изолятора свечи может разрушиться. Если отколотые кусочки окажутся слишком крупными, чтобы благополучно проскочить через выпускной клапан наружу, это чревато выходом двигателя из строя.

    Иногда на свечах возникают так называемые «коронные пятна» — коричневый поясок или «потеки». Они могут казаться проявлением какой-то неисправности свечи, например, утечки выхлопных газов. На самом деле такие пятна не свидетельствуют о неисправности, а возникают из-за того, что под действием высокого напряжения к изолятору прилипают молекулы масла, находящиеся в воздухе. Такая «проблема» характерна для старых двигателей, склонных к утечке масла через уплотнения («потеющий» двигатель).

    Величина зазора между электродами, индивидуальна для каждого двигателя. Этот параметр указывается в инструкции по эксплуатации автомобиля, а для замера используются специальные щупы. Обязательно круглые, поскольку при замере плоским щупом невозможно учесть выемку в боковом электроде, образованную от эрозии металла.

    1. Клемма, она же — терминатор 2. Гофры 3. Фирменный знак и марка 4. Металлический корпус 5. Длина резьбовой части 6. Диаметр резьбовой части 7. Изолятор 8. Заполнение специальным порошком 9. Уплотнительная прокладка 10. Медный стержень 11. Искровой промежуто

    Образование налета — основная причина неисправности свечей зажигания. Как следствие — возникают утечки тока, перегрев, перебои в работе двигателя. Неисправность может быть «плавающей» и зависеть от разных причин — нагрузки на двигатель, температуры, количества оборотов. В обычных условиях сложно определить, действительно ли причина плохой работы двигателя кроется в свечах. Всякие дедовские методы «тыка» (со снятием высоковольтных наконечников с каждой свечи по очереди и проверкой на искру) могут привести к повреждению системы зажигания современного двигателя. Все, что вправе позволить себе технически неподготовленный автовладелец, — это заменить свечи. Если не помогает — лучше обратиться в мастерскую, где проведут полноценную диагностику.

    При замене или осмотре свечей желательно проводить работы на остывшем двигателе, — закручивать их в горячую головку блока нельзя из-за температурного расширения. При завертывании свечей не следует чрезмерно их затягивать во избежание порчи прокладок и резьбы отверстия для свечей. Перед установкой свечи нужно убедиться в наличии уплотнительного кольца (прокладки). Сначала свечу закручивают вручную без особого усилия, пока металлическое кольцо не упрется в головку блока. Затем затягивают на определенный угол. Для новых свечей, или при установке нового уплотнительного кольца — 1/2, 2/3 оборота (для свечей с диаметром резьбы меньше 10 мм — 1/3 оборота). Для работавших свечей — 1/12 оборота.

    СВЕЧА СВЕЧЕ ДРУГ, ТОВАРИЩ И БРАТ

    Каждому двигателю в зависимости от его конструктивных и эксплуатационных особенностей соответствует свеча определенного типа и размера (иногда их приходится создавать заново по заказу автопроизводителя — уже под конкретный двигатель). Это не значит, однако, что в отдельно взятом двигателе может использоваться только одна марка свечи и никакая другая. Производством свечей зажигания занимаются десятки зарубежных и российских компаний (из самых известных — Bosch, Beru, Champion, Denso, NGK, APS, ЭЗ и др), многие свечи которых взаимозаменяемы между собой. Заводские руководства по техническому обслуживанию на этот счет дают весьма скупую информацию (японцы, например, из рекомендуемых указывают только свечи NGK и Denso, хотя точно такие же могут выпускать и другие производители). Но даже не прибегая к помощи справочных каталогов, с большой долей вероятности на замену «родной» свече можно подобрать другую с идентичными габаритами (главное, чтобы совпадали размер и длина ввернутой части) и похожими рабочими характеристиками, — это на крайний случай, если ничего другого найти не удается, а ехать необходимо. Такое может случиться, если вы отправились куда-нибудь в глушь, где нет изобилия магазинов и выбор крайне ограничен, а то и вовсе приходится рассчитывать только на помощь случайных водителей, у которых, может быть, где-то завалялся запасной комплект. Ведь очень часто единственное отличие может заключаться в размерах шестигранника или наличии/отсутствии резистора.

    Чтобы понять, какие колоссальные нагрузки испытывает свеча зажигания, достаточно привести несколько цифр. Напряжение искрового пробоя в разных двигателях может иметь значение до 40 киловольт. После воспламенения топливно-воздушной смеси, за доли секунды температура в камере сгорания вырастает выше 20000С. При этом давление в цилиндрах может достигать 50 кг/см2, а усилие на свечу составлять около 300 кг (для сравнения — шины накачаны воздухом всего до 2 кг/см2, а в системе охлаждения — 1,2-1,4 кг/см2). Когда в камере сгорания открывается выпускной клапан, отработанные газы вырываются наружу, температура падает до сотен градусов по Цельсию, а давление снижается почти до атмосферного. Поскольку полный цикл сгорания у четырехтактных двигателей совершается за два оборота коленчатого вала, то при оборотах 6000 частота циклов, а значит и частота воздействия на свечу перепадов температуры и давления, составляет 3000 раз в минуту или 50 раз в секунду. На срок службы одной свечи приходятся десятки-сотни миллионов циклов! А что говорить о том, что материал изолятора и электродов подвержен атаке химически активных веществ, продуктов сгорания топливной смеси, присадок и загрязнений, содержащихся в топливе.

    «ХОЛОДНАЯ», «ГОРЯЧАЯ»

    Есть у свечей важный параметр, о существовании которого немногие задумываются, — калильное число (выраженная в цифрах тепловая характеристика свечи, или ее способность рассеивать теплоту, образованную при сгорании топлива). Отвод тепла от центрального электрода и конуса изолятора осуществляется через внутренний медный сердечник, однако на степень нагрева свечи влияет площадь контакта ее рабочих элементов с раскаленными газами. Чем меньше поверхность контакта с газами, тем эффективнее отводится тепло, тем выше калильное число свечи. В то же время необходимо, чтобы свеча быстрее нагревалась до температуры самоочищения, это уменьшает вероятность отложения нагара на стенках изолятора и электродов. Но, с другой стороны, если свеча будет нагреваться слишком сильно, может возникнуть калильное зажигание — топливно-воздушная смесь будет воспламеняться от раскаленных электродов еще до того, как должна проскочить искра. Такое явление губительно сказывается на состоянии двигателя. Словно находясь меж двух огней, производители двигателей стараются выбрать «золотую середину» и рекомендуют свечу с определенным калильным числом. Однако при этом не учитываются реальные условия эксплуатации.

    Если водитель исповедует агрессивный стиль вождения, тепловая характеристика стандартной свечи может оказаться неподходящей — в данном случае нужны свечи, более эффективно отводящие тепло, то есть калильное число на единицу-две выше стандартного значения. Зимой же, особенно когда поездки короткие, и двигатель не всегда успевает прогреться до рабочей температуры, было бы лучше использовать свечу с малым калильным числом, в противном случае на изоляторе и электродах появятся отложения. Запомнить, как подбирать свечу по калильному числу несложно — для высоких скоростей рекомендуются свечи «холодного» типа (быстро рассеивают тепло, калильное число выше), для малых скоростей и в особенности при зимней эксплуатации более эффективными окажутся свечи «горячего» типа (медленно рассеивают тепло, калильное число ниже).

    Калильное число часто присутствует в маркировке свечи. Например, в марках свечей NGK BP5ES-11 или BCPR5EY цифра 5 означает тепловой номинал свечи, если нужны более «холодные» — должна стоять цифра 6. Свечи Denso Q14R-U считаются более «горячими» по сравнению с Q16R-U.

    НЕ ВСЕ ТО ЗОЛОТО...

    В последние годы при производстве свечей зажигания стали применяться тугоплавкие материалы — платина и иридий. Центральные электроды, выполненные с использованием этих материалов (особенно у иридиевых свечей), тоньше, чем у обычных свечей. За счет этого увеличивается производительность при высоких температурах, повышается эрозионная стойкость электрода. В целом, такие свечи служат дольше, чем стандартные (в идеальных условиях до 150000 км). Собственно, для того они и придуманы, чтобы продлить сроки между периодами техобслуживания. Но при всех достоинствах ультрасовременных свечей, они не выдерживают качества отечественного бензина. Бессмысленно их ставить на двигатели с большим пробегом. Да и стоимость их пока слишком высока, чтобы достоинства перевесили практичность. Платиновые и иридиевые свечи имеет смысл использовать только там, где процедура замены свечей действительно связана с какими-то сложностями, или в новых автомобилях, которые не склонны к расходу масла.

    Часто говорится о преимуществах свечей с двумя-тремя боковыми электродами. Такая конструкция позволяет не регулировать зазор, за счет того, что уменьшается износ электродов (искра словно бегает по кругу с одного бокового электрода на другой и равномерно изнашивает их). Согласно заверениям производителя срок службы таких свечей вдвое превышает срок службы стандартных. Однако на практике нагромождение электродов препятствует нормальному фронту горения, и некоторые характеристики двигателя могут быть хуже, чем при установке стандартных одноэлектродных свечей.

    Другое дело — «V» и «U»-образные канавки на кончиках центрального электрода. Они действительно несколько повышают надежность искрообразования и устойчивость к загрязнению. Некоторые производители рекомендуют такие свечи в качестве стандарта.

    ИСТОРИЯ СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ

    Свечи зажигания на первых автомобилях назывались «запальными трубками» и представляли собой платиновые калильные трубки, сердечник которых нагревался при пропускании электрического тока. Система зажигания была очень ненадежной. Нередко «трубки» вызывали преждевременное воспламенение, могли привести к пожару или даже взрыву. Термин «калильное зажигание» (неуправляемое самовоспламенение топливно-воздушной смеси) родом из того времени. В 1902 году появились свечи зажигания, очень похожие на нынешние, — керамическая трубка-изолятор, центральный и боковой электроды, контакт для высоковольтного провода. Создателем классической свечи и систем высоковольтного зажигания с электрическим магнето является Роберт Бош.

    Что касается материалов, то первым подопытным для совершенствования стал центральный электрод — для уменьшения влияния эрозии, возникающей от электрических разрядов, его стали делать из хромоникелевого сплава. Керамика поначалу использовалась обычная, из которой делалась посуда. При очень высокой температуре она разрушалась. Решение было найдено в керамике с большим содержанием оксида алюминия (так называемая оксидная, корундовая керамика).

    Дальнейшее усовершенствование свечей связано с ростом требований к двигателям внутреннего сгорания. Немалую роль в совершенствовании свечей сыграла авиация, где требования надежности были самыми жесткими. Основные «свечные» технологии, касающиеся конструкции, были отработаны еще в начале ХХ века. Скажем, чтобы на поверхности изолятора не образовывался налет копоти, вызывающей утечку тока (углерод является проводником), была придумана технология «поверхностного» разряда, когда боковой электрод (электроды) не нависает над центральным, а немного смещен в сторону, чтобы энергия искры, скользящей по изолятору, выжигала нагар. В рекламных целях эта технология под разными названиями и сегодня выдается за передовую. Для защиты от обгорания боковой электрод стали дублировать (многоэлектродные свечи). Медный сердечник применялся для отвода тепла, чтобы не вызывать калильного зажигания, чем так страдали первые свечи. Эти три конструкционные технологии оказались главными, чтобы обеспечить надежную и безупречную работу самолетов. Но в автомобилях такие свечи стали широко применяться только с 50-х годов, когда появились высокофорсированные двигатели с высокой степенью сжатия, большим значением рабочих оборотов. В тот же период стали разрабатываться специальные гоночные свечи зажигания для работы в особо жестких условиях.

    Борьба за экологию и повсеместный отказ от этилированного бензина (с добавлением тетраэтилсвинца, который улучшал горючие свойства), начавшиеся в разных странах с

    70-х годов, заставили менять некоторые концепции двигателестроения. Начался другой этап эволюции — поиск решений для улучшения поджигающей способности свечей и увеличения общего ресурса. В 80-е годы стали серийно выпускаться свечи с платиновыми напайками на кончиках электродов. Чуть позже были разработаны свечи с тонким центральным электродом. И по сей день сотни конструкторских бюро заняты совершенствованием свечей. Вот только производители автомобилей не спешат экспериментировать и продолжают использовать свечи классического типа.

    Кирилл ЮРЧЕНКО

    Автомаркет+Спорт № 16

    38a.ru